• Вернисаж

Нырну в ароматы и в них полетаю

Представляем:

Калина Тонева — болгарская художница из Софии, еще не столь именитая, но очевидно, что уже мастер. В её удивительных акварелях есть цикл картин, которые особенно точно передают душевное состояние её живописи, которое поражает ощущением лёгкости, воздушности, заражает желанием двигаться вверх и только вверх, в призрачно голубое небо, окутанное едва заметными проблесками света. Цикл этот называется «Воздушные шары». Состоит он из нескольких картин, которые стали основой принтов для многих открыток, картинками на модной, стильной одежде.

Калина Тонева рисует акварелью. Она рисует романтичные улочки Софии, на полотнах её много трепещущих от мягких порывов ветра трав и цветов. Пытается она уловить и движение духа в портретах людей, а особенно ей удаётся передать игру настроения в детских лицах. Калина пишет всё, что дышит, живёт и двигается. Из всех видов движения её больше всего привлекает летящее, скользящее изящно вверх, готовое вот-вот вырваться за пределы нормы. Кто-то безымянный в интернете под картиной с трепетно романтичными головками склоненных от ветра маков написал:

...Сажусь за мольберт, цвет слезой разбавляю,
Прошу акварель, чтоб цветы задышали,
Нырну в ароматы и в них полетаю...

Именно состоянием полёта притягательны все акварели Калины. Специалисты говорят, что «диапазон мазков краски на её картинах потрясающе широк — от однотонной заливки плоскостей до ювелирной мозаики, которой лепится форма, фактура лепестка, поверхность воды. Благодаря тому, что плоскости, мазки чуть неплотно подгоняются друг к другу, следуя форме и оставляя ощущение живого трепета света и воздуха между предметами, в работах художницы появляется мерцание. Вибрацию цвета художник утрирует, заставляя цвет напряженно пульсировать».

Естественно, с таким ощущением пульсации движения Калина вряд ли могла пройти мимо воздушных шаров. И потому в своих картинах она стала экспериментировать с их полётами. Она «запускает» в небо голубые и белые шары, пытаясь растворить их в голубизне поднебесья, заставляет летать их на фоне глухих стен и воздушных окон, пронзает их полёт острыми углами крыш, замедляет движение ветками деревьев и пугает шелестом листьев. Пробивает их потоками света и сгустками теней. Мне кажется, она не только пытается заставить зрителя видеть такую разную траекторию полёта каждого шарика, но и задалась желанием услышать музыку движения. А чтобы услышали её мы, художница переходит от картины к фильму. И в своих небольших видеороликах, используя разный музыкальный фон, доказывает, что шары, летая, поют. Полёты шаров в звуках мелодий симфонических оркестров и в переборах гитарных струн ощущаются всякий раз по-иному, как и разным становится восприятие одной и той же картины.

Калина Тонева искренне наделяет воздушный шарик значимой миссией. И потому во всех видах своего творчества даёт ему огромную силу, делая символом многоликого радостного мира, зовущего петь, творить и трепетать от полёта, невзирая на помехи окружающего мира.

Автор: Татьяна Лёвина
Источник фото: behance.net

К слову

Впервые акварель появилась в Китае в XII веке, хотя еще в Древнем Египте пользовались непрозрачными акварельными красками с добавлением белил. В Египте, как и позднее на Руси, непрозрачную акварель использовали для раскраски церковных книг или рукописей, в которых выделялись акварелью заглавные буквы и орнаменты. Общим у древнеегипетских, средневековых и более поздних красок является то, что растворителем для них является вода — aqua. Отсюда и название акварель. Основными особенностями чистой акварели является прозрачность и чистота цвета. Живопись акварелью, как правило, нежная, хрупкая и воздушная. Но до середины XIII века она имела чисто прикладной характер, в основном ею пользовались для раскраски чертежей, гравюр, фресок. Хотя такой шедевр, как «Заяц» Альбрехта Дюрера, считающийся хрестоматийной работой, был написан еще в 1502 году. Акварелью позднее баловались такие общепризнанные мастера кисти, как Ван Дейк, Джованни Кастильоне и Клод Лорен.

Первым крупным русским мастером в этом виде искусства стал П.Ф. Соколов (1791—1848), который считается родоначальником жанра русского акварельного портрета. Академик Императорской академии художеств, он оставил потомкам срез эпохи, так как запечатлел в своих пейзажах, портретах, бытовых сценках современную ему Россию. Карл Брюллов и А.А. Иванов отдали дань акварели. В XVIII—XIX веках она становится очень популярной, особенно выполненные ею миниатюры. Но замечательны и крупные произведения, созданные водяными красками. Особенно хороши картины Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, художников «Мира искусства». Общество русских акварелистов создается в 1887 г. А с недавних пор 27 ноября празднуется Международный день акварелистов.

«Заяц», Альбрехт Дюрер, 1502 г. (оригинальное изображение)