• Технологии
  • Искусство продавать

Выжить можно, если захотеть

Автор:

Сергей Булдаков, франчайзи торговой марки «Весёлая затея», г. Москва
Фото из архива автора

Свою карьеру в компании «Европа уно трейд» я начал ещё студентом. За семь лет работы в этом коллективе прошёл путь от комплектовщика товара до директора розничной сети восьми магазинов «Веселая затея». Работа в компании дала мне возможность многому научиться. Постоянные курсы повышения квалификации, многочисленные тренинги сформировали особое видение торгового дела, научили искусству продавать. И за свой профессиональный рост я благодарен руководству компании и всему коллективу в целом.

Но год назад я понял, что упёрся головой в потолок и мне пора отправляться в самостоятельное плавание. Пришла мысль открыть собственный магазин, стать франчайзи «Веселой затеи». Открытие своего магазина нельзя назвать лёгким делом. Но всё можно преодолеть при должном усердии, отличной команде и заботливой семье. Я лично благодарен своей жене за понимание, а дочке — за счастье, что она у меня есть.

Так родился мой магазин «Весёлая затея» на Лубянке. Площадь его чуть более 50 м2, находится он в торговом центре «Наутилус». Здание старое, а сам торговый центр лишен современных развлечений типа кинотеатров и фастфудовских кафе, оттого малолюден. Однако Лубянка— центр города с относительно недорогой арендной ценой. Оттого я решился. И за год магазин встал на ноги и сумел найти своих покупателей.

Конечно, сегодня экономическая ситуация такова, что малый бизнес должен самостоятельно искать собственный путь для выживания своей компании. В любой бизнес войти трудно, Даже если вход обеспечен раскрученным брендом.

Как правило, ни один франчайзи не может существовать только на товаре своего главного поставщика. Бывает, что ситуация требует, чтобы и у франчайзи было своё лицо, какой-то особенный товар, который принесёт ему обороты и постоянных покупателей. Высокие цены этого года заставляют и нас работать с несколькими поставщиками. У всех поставщиков разные льготы и системы скидок, маленькие преимущества в закупках товара. Потому мы, конечно, ищем таких поставщиков, которые могут стать опорой в работе. Все они очень разные. Одни с охотой идут навстречу и предлагают интересные схемы сотрудничества. Например, в нашей сети планируется объединение франчайзи в холдинг для обеспечения каждого оптимальной скидкой. Это большое дело. И если это произойдёт, последователей у этого бренда будет ещё больше. Сталкиваемся мы и с такими поставщиками, которые не предлагают ничего, хотя за этот год цены на товар выросли почти на 70 процентов.

И всё же первостепенной задачей считаю развитие внутреннего порядка в своём магазине. Я имею в виду предельное расширение ассортимента товара, красивую его выкладку, работу над интерьером магазина. Это только кажется, что обстановка не играет в товарообороте никакой роли. Играет, и объёмы продаж повышает. Не на много, но повышает. Сегодня все методы должны быть активированы, вплоть до досконального продумывания маркетинговых фишек: наличия музыки, ароматических запахов определенных товаров, освещения прилавков и стеллажей, цвета стен. Ведь все это позволяет создавать уникальные взаимоотношения с покупателями, рассчитанные на долгосрочное, а не разовое сотрудничество. Очень важна реклама в интернете. Именно благодаря рекламе в социальных сетях идёт продвижение магазина. Если магазина нет во всех ресурсах интернета, значит, его практически не существует для огромного количества покупателей.

Не менее важен опыт и постоянное обучение помощников, продавцов. У нас особые магазины. Нам необходимо, чтобы все наши посетители получали радость и удовольствие от покупок. Ведь даже от планирования праздника, когда организатор знает, что есть удобное место, где большой выбор праздничного товара, появляется масса эмоций. По сути, мы формируем культуру домашнего праздника. Ежедневно заставляем своих покупателей осознавать, что красивый праздник совсем не обязательно ассоциируется со словами дорогой или дёшевый.

Формирование новых взглядов нельзя осуществить единолично в одном, даже очень хорошем магазине. Вот почему с недавних пор мы стали устраивать внутри сети встречи директоров магазинов. Да, здесь мы решаем насущные проблемы типа, где лучше закупить товар, каким образом создавать холдинги, что сейчас интересно покупателям и какие маркетинговые ходы можно применить в нашей сфере.

Обмениваемся опытом, вырабатываем собственные действенные методы повышения объёма продаж, выживания. Например, однажды нам пришла в голову идея наладить внутри сети обмен «зависшего» товара. Идея начала работать и превратилась в метод, в отличный шанс проверить актуальность той или иной коллекции в собственном магазине, а заодно проанализировать действенность нашей маркетинговой и рекламной политики. Но главное, у нас появилась интересная идеология, свой взгляд на праздник. Совместно мы пытаемся внедрить свои идеи сразу во многих магазинах и многих городах. Более того, наши встречи меняют взгляды самих директоров. Они заставляют всех учиться, заниматься самосовершенствованием. Это сегодня особенно важно. Мир не стоит на месте, он постоянно в движении. Нужно быть на одной волне с ним, дабы этот огромный океан не потопил наш корабль!