• Фестивали

Шоу эмоций

Самым ярким и почитаемым отраслевым событием в любой стране мира является фестиваль воздушных шаров. Не исключением стал и этот год. За прошедшие полгода фестивальным пожаром были охвачены Испания, США, Франция, Малайзия, Китай, Россия, Австралийский континент. Возможно, в этом калейдоскопе интересных событий редакции не всё удалось рассмотреть пристально. Но о самых массовых и интересных событиях мы попросили рассказать в этом номере очевидцев. А обзор фестивалей, как пиковых событий отрасли, взялся оценить Альберто Фалконе, известный не только своими удивительными фестивальными работами, которые всегда становятся победителями в любых номинациях на международных соревнованиях, но и как самый востребованный лектор в учебных классах международных форумов.

Автор:

Alberto Falcone, CBA,
Будапешт, Венгрия

За всё время моей работы с шарами мне удалось посмотреть несколько десятков фестивалей в разных странах Америки, Азии, Европы, России. Все фестивали я бы разделил на две группы: учебные и конкурсные. Форм проведения их бесчисленное множество, появление новых нюансов зависит от страны и от целей организаторов. Есть фестивали, где присутствуют обе составляющие, но в любом случае одна из них является доминантой, вторая носит дополнительный характер. Самое сильное впечатление на меня произвели фестиваль Японии (Jban) и американская конвенция (WBC), организованная компанией Qualatex. В том и другом сбалансированы учебные и конкурсные программы. Но японские организаторы больший упор делают на создание конкурсных работ. И эти работы потрясают сложностью техник, чистотой исполнения и высокой эстетической ценностью. А WBC потрясает своей массовостью. Ведь участие в ней принимают более тысячи человек со всех континентов Земли. Одновременно в учебных аудиториях WBC работают 30 инструкторов. У каждого в классе собирается не менее 50 человек. Причем, доступ в классы абсолютно свободен. И за учебный день каждый участник фестиваля может посетить лекции и семинары 3—4 преподавателей. Важно, что к денежным сборам за обучение организаторы не имеют отношения, оплата вносится непосредственно преподавателю. Оттого качество его лекций оказывается на высочайшем уровне.

Итальянская команда на XI Международном Московском фестивале, 2008 г.

Среди фестивалей Европы я бы выделил Millennium Jam, что проходит в Бельгии. Его организаторы придумали много новых фишек, которые потом стали успешно внедряться в фестивали других стран. Например, знаете ли вы, что впервые шоу-представление модели в платье из шаров было показано именно в Бельгии. А до этого платья зрители осматривали так же, как и оценивало жюри, — на манекенах. И это правильно. Чтобы судьи были беспристрастны, им не должен мешать артист, который своим выступлением создаёт собственный образ, часто мешающий оценке технической стороны изделия из шаров.

Ещё бельгийцы придумали круглосуточную работу рабочей комнаты (Jam Room), в которую каждый может войти и сделать то, что хочется, пообщаться с любым, находящимся там мастером на равных правах. Такая передача опыта из рук в руки неоценима. И хорошо, что такие комнаты стали в последнее время открываться на многих фестивалях.

Команда Альберто Фалконе на XIV Международном Московском фестивале, 2013 г.

Millennium Jam выстроен в формате обучающего фестиваля. Здесь конкурсных программ нет. Но интерес к этому событию в мире огромен. Методы обучения здесь настолько разнообразны, что требуют особого анализа и распространения уникальных методик по всему миру.

Перспектива развития фестивального движения сегодня в том, чтобы научиться балансировать между соревнованием и учебой. Их нельзя смешивать. В вашем Черноморском фестивале произошло такое слияние. Это должно быть не очень выгодно организаторам, и абсолютно непонятно преподавателям. Сам по себе процесс обучения в наше время, при мгновенной доступности в интернете информации любой сложности и из любой точки мира, не очень актуален. Учеба в мастер-классах любого форума — это важный контакт эмоций между людьми разных профессиональных уровней. Если его нет, это уже пробел.

XIV Международный Московский фестиваль, 2013 г.

Конкурс «12 минут» на BACI, о. Сицилия, 2014 г.

Так же и конкурсные состязания, учитывая возросшие цены на сам материал и вообще дорогостоящую нашу жизнь, становятся обременительными. Но фестивали имеют неоценимое преимущество, которого нет ни в одной сфере нашей жизни, ибо только на фестивалях создаётся особая атмосфера, которая сама творит, так называемое, шоу эмоций. Именно эмоция является посланием к единению определенного сообщества, которое вне такой атмосферы развиваться просто не сможет. Вот почему так важно это знать производителям party-товаров и воздушных шаров. Если они не присутствуют на важных для вашей страны фестивалях, их надо туда официально приглашать, чтобы эмоции участников пробили и их «финансовую бронь».

Судейство на фестивале «Море шаров», г. Геленджик, 2016 г.

Мы часто сетуем, что воздушные шары не столь популярны как цветы, например, что народ далёк от нашей индустрии, и она развивается медленно. Я не совсем согласен с такими посылами. Ещё лет десять назад такие фестивали, как геленджикский проект, были просто невозможны. Здесь много интересного. Но есть и явные просчеты. Например, глобальный и красивый воздушный замок на самом деле народ непосредственно к воздушным шарам не привлечет. Это яркий проект, но обыкновенному человеку он чужд, потому что не вызовет у этого человека чего-то большего, чем возглас «Вау!», не сформирует желание приобретать шары и изделия из них. А вот флайеры, которые можно было бы раздать жителям города, чтобы они пришли посмотреть во Дворец на букеты и небольшие подарочные скульптуры, им бы были на пользу. Может быть, стоит развивать стратегию благотворительных акций. К таким событиям люди относятся всегда трепетно и хорошо их запоминают. Шары могут присутствовать на выставках, в музеях в качестве экспонатов, а не украшения залов. В США это уже происходит. При таком высоком профессионализме ваших мастеров сегодня такое явление возможно и в России. Я желаю всем организаторам и участникам фестивалей в вашей стране большого успеха и быстрого приобретения профессионализма, которое же конечно позволит вам испытывать яркие чувства от работы с шарами.