• Фестивали

На пике свободы

Ох уж эта снежная доска. За полсотню лет со дня изобретения она вскружила головы практически всем, кому за 15. Говорят, сноубордисты имеют свою философию, смысл которой понятен тем, кто ищет достойный способ самовыражения и понимает толк в понятии «свобода». Не обращая внимания на каноны правильного катания по трассам, эти спортсмены провозгласили полную свободу передвижения, граничащую с экстримом. Нет подъемника, райдеры с досками за спиной идут на самую верхушку склона пешком. Нет цивилизованной трассы — катаются вне трасс, подчиняясь правилу: «Хорошо и верно то, что доставляет удовольствие». Про необычность и романтичность этого вида спорта слагают стихи и ёрничают в анекдотах. В одном говорится, что будто бы инструктор на склоне высокой горы серьезно вещает своей группе: «Учтите, сейчас пойдем на сложный узкий участок: слева — скала, справа — обрыв. Будьте осторожны, чтобы не сорваться. А если сорветесь, то, пока будете лететь, обратите внимание направо — открывается замечательный вид!»

Именно такого виртуозного сноубордиста, летящего над горой, увидели зрители на прошедшем XVII Московском фестивале. Образ создан командой «Матрешки», ставшей обладателем специального приза и диплома «За креативность» журнала «Шарм-арт». «Матрешкам» нет еще и года, фестиваль в Москве стал для них вторым. Команда находится в активном поиске оптимального состава. Половина участников команды этого года вышла на фестивальную площадку впервые. Результаты их работы говорят о том, что к нынешнему составу «Матрешек» имеет смысл присмотреться внимательнее: ребята прекрасно дополняют друг друга, абсолютно взаимозаменяемы и мыслят близкими категориями.

Команда «Матрешки» получают диплом журнала Шарм-арт «За креативность» на XVII Московском фестивале

— Для команды «Матрешки» в том виде, в котором мы сейчас существуем, Света Манакова — идеальный капитан. У нас нет никаких принудительных работ и навязанных решений. Каждый, включая капитана, на площадке делает то, что ему больше по душе в данный момент. При этом Светлана наблюдает за процессом, время от времени вносит коррективы и, конечно, берет на себя большинство организационных вопросов.

Яна Ласка, участник команды, г. Минск, Беларусь

Светлана, соглашаясь с Яной, дополняет её восторженный отзыв о команде. Она говорит, что каждый участник команды — интереснейшая личность. Все прекрасные мастера. А объединяет их постоянное стремление к профессиональному росту. И не случайно то, что их выбор образа в номинации «Большая скульптура» пал на фигуру сноубордиста. Ведь так же, как спортсменам этого вида спорта, её коллегам по душе азартные игры, жизнь на пределе, когда можно поймать некий кайф и испытать при этом чувство максимального ощущения свободы.


— Меня лично захватила идея выразить воздушными шарами движение, взлёт, передать ощущение запредельных эмоций. У нас в городе не так давно открылась биатлонная трасса. Побывав на ней, я была поражена сочетанием пустой голубизны огромного пространства и холодной белизны, будто вписанной в него, снега. Мне сразу захотелось сделать на фестивале что-нибудь снежное. Так начала рождаться идея. Потом появились образы от команды. Обсуждалось много вариантов скульптур, но окончательный выбор был сделан в пользу фигуры райдера, на мгновение застывшей при виртуозном взлёте.

Мы так много и тщательно обсуждали каждый изгиб этой фигуры, что, встретившись на фестивале, без труда приступили к её созданию. Не распределяли кому что делать. Каждый был свободен в желании делать то, что ему нравится.

— Света, меня потрясла экипировка вашего райдера. Особенно шлем. Кажется, что он настоящий.

— Нет. Это тройной воздушный шар. Сверху прозрачный. Между ним и вторым шариком нанесены капли акриловой краски. Я не растирала её. Она гораздо гуще, чем гуашь, потому не растекается. В итоге рисунок на шлеме получился с такими эффектными пятнами. Третий, внутренний шар нужен для плотности и сохранения чистоты получившегося рисунка.

— Фигура кажется очень лёгкой, будто не существует никакого каркаса.

— Мы много думали, как добиться такой лёгкости. Каркас есть, но он максимально облегчен. Внутри — воздушные шары. И сверху, плотно сплетенный, облегающий фигуру костюм. Выбрали яркий синий цвет и стильный покрой, сознательно подчёркивая все детали: от наколенников до перчаток, шарфа и даже карманов.

Команда «Матрешки» в процессе работы над скульптурой сноубордиста

А внизу, на контрасте, пытались создать рыхлую белизну снега. Его в народе называют пухляк. Это недавно выпавший, нетронутый мягкий снег. Скольжение по такому снегу, говорят знатоки, оставляет ощущение, что плывешь в невесомости. Большинство сноубордистов считают пухляк самой лучшей поверхностью для катания. Особенно потому, что он не травмирует при падениях как жесткий слежавшийся снег. Глубокая пудра — самый лучший снег для экспериментов, новых трюков и увеличения скорости. По-моему, у нас от сочетания бело-прозрачных ШДМ и бело-голубых круглых шаров на фоне тканной основы получился неплохой снежный слой, настоящий «пухляк».

— Да, использование ШДМ для снежного покрытия — замечательная придумка. А были какие-то проблемы, трудности в работе?

— Пожалуй, нет. У нас был тщательно продуманный проект. Поэтому работалось быстро. Всё успели вовремя.

— Светлана, ещё раз поздравляю вашу команду. Отличный состав. Самая очаровательная фестивальная работа. Она захватывает настолько, что вашему образу хочется подражать. И узнать об этом виде спорта как можно больше. Удачи вам и больших побед на будущих фестивалях!

Беседовала: Татьяна Лёвина
Фото: Александр Левин, «Шарм-арт»

Совсем немного истории

  • Отцом сноуборда можно назвать американца Шермана Поппена. Однажды он, дабы спасти дочурку от нудной езды на лыжах, скрепил две её лыжи в одну и, привязавши к ним веревку, назвал свое изобретение снефер.
  • В 1965 году Шерман Поппен получил патент и передал право на изготовление фирме, выпускавшей спортивный инвентарь. Появление сноуборда было скандальным. Любители традиционной езды не хотели делиться горнолыжными спусками. И даже запрещали сноубордистам использовать подъемники. Не давали ездить по специально предназначенным трассам, а те, в свою очередь, спускались вне трасс, отчего получали еще больше удовольствия.
  • По всему миру любителей сноуборда около 30 миллионов человек.
  • В 1996 году FIS «признала и полюбила» сноуборд, а Международный олимпийский комитет включил его в свою программу в качестве одной из дисциплин лыжного спорта.
  • Февраль 1998 года — дата дебюта сноубординга в качестве олимпийского вида спорта. Случилось это на Олимпийских играх в японском Нагано. Но так называемый экстремальный вид спорта не мог не окрасить свой выход на олимпийскую арену в экстремальные тона. Канадский сноубордист Росс Робаглиати выигрывает первую в истории этого вида спорта золотую олимпийскую медаль.
  • Возраст каждого четвертого сноубордиста от 25 до 44 лет.
  • Каждый шестой в возрасте от 7 до 11 лет.
  • Среди сноубордистов 25% женщины.
  • Скорость спортсмена во время движения развивается до 70 км в час.
Видео Whitelines Snowboarding об изготовлении доски для сноуборда