• Искусство торговать

Мифы и реальность

Представляем:

Анатолий Гончаров, директор и владелец сети магазинов «Дуремаркет», основатель шарового бизнеса в Краснодарском крае. Первый его магазин воздушных шаров появился на Краснодарском рынке 16 лет назад. Сегодня автор размышляет о том, насколько время изменило праздничный бизнес. Какие мифы складываются о магазинах праздничных товаров и как эти шаблоны вписываются в реальность.

Миф 1

Магазинов и просто продавцов праздничных товаров сегодня стало много. Очевидно, это слишком простой и доходный бизнес, так как позволяет существовать десяткам конкурентов в одном городе.

— Продавцов воздушных шаров, возможно, много. А хорошие магазины с интересной историей и обширным ассортиментом товара в России можно по пальцам перечислить. Попробуйте набрать в поисковике фразу «Товары для праздника в России». Интернет выдаст небольшое количество адресов компаний, десятков семь-восемь. Добавьте слово магазин — число получится ещё меньше.

А потом, время сегодня меняется так стремительно, что и требования к понятию «магазин товаров для праздника» растут неимоверными темпами. Мы начинали с маленького прилавка на городском рынке, где торговали шарами с газом или без него. И так было приблизительно по всей России. Тогда можно было приобрести баллон с гелием и кучку шариков, договориться с дирекцией парка или какого-либо другого популярного места для отдыха горожан — и всё, ты становился предпринимателем. Бизнес считался открытым. За шариками стояла очередь. У конкурентов, если они появлялись, ситуация оказывалась такая же. Кто тогда влюблялся в атмосферу праздника и мог дышать в ней круглосуточно, дорастал до региональных оптовиков.

Сегодня этот номер не проходит. Любовь и даже деньги не всегда помогают. Нужен ещё точный расчёт и приличные знания самой отрасли, современных бизнес-процессов, чтобы успешно войти в праздничный бизнес. Я не говорю о домушниках. Они были и будут. Я о бизнесе. Бизнес легче стало открыть, но труднее удержать на плаву.

В настоящее время в нашей отрасли практически все торговые площадки делятся на те, которые работают для бизнеса и те, которые работают для конечного потребителя. То есть, продолжают существовать и оптовики, и те, кто нацелен на розницу. Есть ещё оформительский бизнес. Есть компании, которые занимаются печатью на шарах. У всех разный функционал, и каждый привлекает разную аудиторию. Раньше все эти направления можно было удержать в одних руках, сейчас если такое и удаётся, то с большим трудом. По себе знаю. Оптовый склад, несколько розничных магазинов с площадками от 100 до 200 м2 мы ещё осиливаем. Потихоньку печатает картинки на шарах наш небольшой станок. А все остальные направления нам уже не под силу.

Чтобы работать с удовольствием и глубоко вникать в дело, сегодня нужно сделать выбор уже среди многочисленных направлений внутри праздничного бизнеса.


Миф 2

Современные гипермаркеты «съедают» маленькие магазинчики. И потому, если не стремиться к подобному формату, будущего у магазинов праздничной отрасли нет.

— Вечного вообще ничего нет. Есть движение. Бизнес-процессы меняются, форматы магазинов перетекают из одного в другой. Лет десять назад мы свой Cash&Carry выстраивали по принципу модных тогда гипермаркетов. Но не хотелось затеряться среди множества подобных названий. Решили использовать приём PR-провокации и назвали магазин вызывающе: «Дуремаркет». Сработало. Мы одни. Магазин запоминают сразу. Название вызывает любопытство, заставляет заглянуть внутрь и узнать, что за «дурь» в нём продаётся. Продажи стали массовыми и доходными. Но наступил кризис, массовость покупателя спала, доходность стала исчезать. Время заставило открыть несколько розничных магазинов. Год продержались. Но сегодня даже розничные магазины не дают нужной для развития прибыли.

Наверное, снова стоит искать такой формат, который позволял бы иметь перспективные продажи в любое время, в том числе в кризисных экономических условиях. Возможно, это онлайн-продажи. Таких площадок в праздничной индустрии пока единицы. Сайтов много, а продающих по-настоящему мало. Потому что в интернет-продажах другие принципы торговли. Я небольшой поклонник такого формата. Считаю, что в нашей отрасли очень важен факт наличия высокого сервиса услуг, личная работа с клиентом. Как это делать в интернете мне не совсем ясно. Так что сегодня и самим предпринимателям надо уметь быстро менять сознание. Но главная проблема — поиск нужных кадров в команду. Вот это самый больной вопрос. Мне лично решение его даётся нелегко.


Миф 3

Сейчас модна франшиза — покупка бизнеса под ключ. Но пока в праздничной отрасли «Весёлая затея» на территории России является в этом плане монополистом. Нет выбора. Может быть, потому заработать на франшизе редко кому удаётся.

— У такой бизнес модели всегда было много плюсов, но и минусов достаточно. Хотя её считают очень близкой к совершенству. Франшиза «Весёлая Затея» — это уже налаженный бизнес плюс раскрученная торговая марка, консультирование по многим вопросам, поставка необходимого для бизнеса оборудования, налаженные контакты с поставщиками. Это хороший вариант для тех, кто начинает своё дело заново.

Но предпринимателям в регионах, у которых уже есть своё лицо и имя, франшиза «Весёлая затея» не очень выгодна. По той причине, что в подобных взаимоотношениях франчайзер не соблюдает принципы эксклюзивности при выборе партнёров. Десять магазинов в одном небольшом городе под одной торговой маркой с разными правообладателями — это перебор. Потому что один работает шумно, другой тихо. Один едва выживает, другой работает эффектно. Один вкладывает деньги в рекламу дела, другой рекламирует себя, а дело его процветает за счет рекламы соседа. На мой взгляд, франшиза будет интересна для ветеранов, в том случае, если франчайзер чётко контролирует работу своих магазинов и ориентируется на одного партнёра в регионе. Престижность франшизы не может сводиться к росту количества франчайзи в одном регионе. Думаю, её основная задача приносить стабильную прибыль. Именно франчайзер создаёт такие условия продажи своей торговой марки, которые выгодны покупателю бизнеса. Подобные гарантии, конечно, будут стоить денег, но всё равно такая покупка окажется более привлекательной в регионах. А главное, при подобных сделках уменьшается риск, что к делу присоединятся случайные люди.


Миф 4

Российская розница делает огромную наценку, потому товары, в том числе и для праздника, не покупаются.

— Можно привести много примеров из европейского бизнеса, когда наценка на товар исчисляется в тысячах процентов. Бывает наоборот. Например, на однотонные шары торговой марки Qualatex у нас наценки нет. А они всё равно стоят дорого и потому не продаются.

Суть не в наценке вообще. Такого определения не существует ни в одном учебнике по экономике по той причине, что есть другой — чистая прибыль. А она, что у западных предпринимателей, что у наших, колеблется в пределах 1,5—3%. В России затраты на постройку и даже аренду площадей магазина больше, чем где-либо. Кредиты здесь дают на один—три года под высокие процентные ставки. Все это вкладывается в цену товара. И наценка зависит не от жадности владельца, а от наличия больших издержек в нашей стране. Такое рядовому покупателю не объяснишь, но при открытии дела или нового направления бизнеса просчитывать издержки стоит. И если чувствуешь, что не справишься и не выживешь на эти 3 процента, лучше за дело не браться вообще.


Миф 5

Кризисы, войны. В нашей стране всегда были проблемы с праздниками.
Радужных перспектив у этого бизнеса нет.

— Кризисы и проблемы — обычные реалии жизни. Надо просто любить, очень любить свою работу и стараться её делать максимально честно и с удовольствием. А это уже большой праздник для души твоей и тех, кто оказался с тобой рядом. В этом, думаю, суть жизни. Впереди Новый год, череда других зимних праздников. Так что удачи и красивого бизнеса всем, кто причастен к их устроительству. С Новым годом, коллеги!

Фото: Александр Левин, «Шарм-арт»