• Искусство продавать

Джек и бобовое дерево

В середине апреля мне посчастливилось участвовать в уникальном проекте: сооружении огромной фигуры из воздушных шаров по мотивам английской сказки «Джек и бобовое дерево» в торговом центре «Красная площадь» города Новороссийск. Организацию проекта взяла на себя компания «Праздникмастер». Это был настоящий большой коммерческий проект. Такое теперь редко бывает. В докризисные времена нам заказывали большие декорации из воздушных шаров, но сейчас люди не хотят тратить на это деньги.

Уникальность именно этого проекта состояла в том, что это был именно арт-проект, то есть большой объект из воздушных шаров как событие. Не праздник, украшенный воздушными шарами, а воздушные шары как причина праздника. Причём не фестиваль, а именно коммерческий заказ для привлечения публики в торговый центр.

Безусловно, этот проект — результат просветительской работы компании «Праздникмастер», её октябрьских Jam-марафонов в Краснодаре. Можно сколько угодно рассказывать клиентам о силе визуального эффекта, производимого фигурами из воздушных шаров, но лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Руководство торгового центра «Красная площадь» увидело и убедилось, что это здорово.

К большому сожалению, времена, когда заказы делались заранее, давно канули в Лету. Сейчас стало модно принимать и выполнять решения мгновенно. И наш проект не стал исключением. С момента подписания договора до начала работ на площадке прошло всего около трёх недель. Для такого проекта это очень короткий срок. События разворачивались стремительно: в конце марта я узнала о возможности этого проекта, 5 апреля получила техническое задание, до 11 апреля собрала команду, и мы сделали все расчёты. А 17 апреля уже приступили к работе в Новороссийске.

Техническое задание содержало эскиз, подробное описание каждой фигуры и сроки строительства. Команда на проект сформировалась из пяти приглашенных мастеров и десяти сотрудников компании «Праздникмастер». Часть сотрудников никогда раньше не работали с воздушными шарами. Им пришлось учиться уже в процессе работы. Ребята прекрасно справились с этой непростой задачей.

При работе над проектом выбирались такие технологии, которые могли сделать композицию надёжной, простой в изготовлении, а также быстро создавали большой объём и обеспечивали жёсткость конструкции. Фигура должна была простоять в торговом центре не менее двух недель, а лучше месяц. Задача жёсткости решалась именно за счет шаровых технологий, поскольку центр тяжести конструкции был вверху и серьёзные каркасы мы там использовать не могли. Иначе конструкция получилась бы очень тяжёлой. Её трудно закрепить под потолком, появился риск обрыва тросов. А ведь внизу целый день ходят посетители торгового центра. Выбор шаров ограничивался бюджетом. Шары пришлось везти из Краснодара, Екатеринбурга и Москвы.

Замок великана в облаках «Бобового дерева»

Замок великана в облаках «Бобового дерева»

На все работы отводилось 5 ночей по 10 часов. У нашего объекта была одна важная особенность: мы строили фигуру сверху вниз. То, что было под потолком, делали в первую очередь и поднимали на тросах с помощью промышленных альпинистов. Причём именно наверху была самая большая часть фигуры — замок Великана и сам Великан на огромном облаке. В соответствии с этим и был написан план работ.

Поскольку квалификация участников проекта была разной, все работы я планировала по принципу «от простого к сложному». Чтобы те ребята, кто недавно начал работать с шарами, могли «набить руку» на простейших элементах, из которых строились стены замка Великана. А потом уже переходили к фигурам из разноразмерных шаров, где любые погрешности калибровки снижают качество работы. Но шары на замок нашему поставщику не пришли вовремя. План работ пришлось менять. И вместо стен замка мы взялись делать листья для бобового дерева, которые планировали делать в третью рабочую ночь.

Домик Джека под «Бобовым деревом»

Домик Джека под «Бобовым деревом»

Места на площадке было очень мало. В нашем распоряжении был только подиум, на котором и должна стоять наша фигура. По окончании смены мы собирали всё, что сделали за ночь, складывали на подиум в виде гигантской бесформенной пирамиды и затягивали целлофаном. А в начале следующей ночи застилали целлофаном все ближайшие коридоры торгового центра и разбирали нашу пирамиду. Количество гигантских деталей росло, а смонтировать их было невозможно до тех пор, пока мы не построим замок на облаке и не поднимем облако вверх. Шаров на замок всё нет, машина с ними затерялась где-то на просторах нашей родины.

В конце концов, откладывать строительство замка стало больше некуда и пришлось строить его из тех шаров подходящих цветов и размеров, которые были в нашем распоряжении. Надо было как-то раздобыть, ни много ни мало, а 10000 шаров. Разумеется, заниматься такими расчётами в рабочую смену нельзя — время дорого. Поэтому все изменения в планах я придумывала днём, когда строители мирно спали после ночной смены. Вечером оглашала коллегам новый план работ, вручала им схемы и шары и работа продолжалась.

Сказочный Великан на высоте 27 метров

Сказочный Великан на высоте 27 метров

После второй ночи стало понятно, что изменения в графике работ влекут за собой неизбежное опоздание и с третьего вечера мы стали брать работу на дом. Благо, жили все в большом двухэтажном доме, и у нас была комната-столовая, в которой можно было работать, сдвинув к стенам столы и стулья. Там мы готовили небольшие фигуры или их части, которые потом перевозили на машинах на площадку. Наша рабочая смена стала начинаться в 6 часов вечера: 2—3 часа работы дома, потом ужин и после этого едем на площадку, где работаем с 10 часов вечера до 8 утра.

Собрав, наконец, верхнюю и самую объёмную часть нашей конструкции, подняли её, присоединяя к дереву листья (а их было больше 40) в процессе подъёма. И только после этого приступили к изготовлению фигур, находящихся «на земле». К этому моменту мы уже стали дружной и довольно квалифицированной командой. Да и фигуры нижнего яруса были не такие массивные. Зато их надо было сделать особенно тщательно, ведь именно их будут рассматривать люди с близкого расстояния. Все фигуры людей и животных делались с некоторой долей импровизации, поскольку эта работа простая и привычная.

Когда обрабатывали хай-флоатом ШДМ, все начали засыпать. И тогда ребята запели! Это был удивительный момент единства большой команды, когда люди понимают друг друга без слов. В результате мы всё успели сделать вовремя.

Вид «Бобового дерева» снизу

Вид «Бобового дерева» снизу

В 8 часов утра начали приходить на работу сотрудники торгового центра, и мы видели изумление на их лицах. Они потом признались, что приходя каждое утро на работу и видя бесформенную гору шаров, затянутую целлофаном, думали, что ничего хорошего из этого не выйдет. И вдруг появилась фигура высотой 27 метров!

Лифт со стеклянной стеной начал ездить вверх-вниз, наполненный людьми с мобильными телефонами. На балконах всех этажей, как в зрительном зале, стояли люди. И все они улыбались. А мы смотрели на них и улыбались тоже. До открытия торгового центра оставалось ещё два часа, и мы успели спокойно походить по этажам и пофотографировать нашу фигуру. Даже сделали групповую фотографию нашей уставшей, но очень довольной команды на фоне Бобового дерева.

Команда создателей «Бобового дерева»

Команда создателей «Бобового дерева»

Когда декораторы выходили из торгового центра, ребята-промоутеры стояли уже у входа. Зазывая публику, раздавали листовки с расписанием развлекательной программы. Мы тоже взяли её на память. Торжественного открытия нашего арт-объекта не видели — в это время уже ехали в Краснодар, чтобы сесть в самолёт и улететь домой. Репортаж об этом событии потом смотрели в интернете.

Следующие три недели постоянно отслеживали по фотографиям посетителей торгового центра «Красная площадь» в Инстаграм состояние нашего Бобового дерева. Через три недели его демонтировали, и только после этого Заказчик подписал акт сдачи-приёмки работ. В этот момент мы смогли, наконец, вздохнуть спокойно и поздравить друг друга с тем, что задачу выполнили.

По условиям контракта мы не имели права рассказывать об этой работе и размещать фото в интернете до демонтажа. Нам пришлось целый месяц молчать, и не отвечать даже на вопросы коллег. Конечно, очень обидно не иметь возможности рассказать о своей работе сразу, на волне эмоций, потому что через месяц весь восторг уже прошёл. Но раз уж мы взялись за проект на таких условиях, то должны их выполнять: воля заказчика — закон.

Моя сердечная благодарность компании «Праздникмастер» и лично Николаю Французу за доверие! Низкий поклон команде мастеров, моим дорогим коллегам: Андрею Раковичу, Ольге Пивоваровой, Виктории Ивановой и Наталье Девятериковой! И моё искреннее восхищение трудолюбием сотрудников компании «Праздникмастер», чьими руками была надута львиная доля шаров и выполнены практически все монтажные работы. Такие чудеса случаются раз в жизни и далеко не у всех. В моей жизни такое чудо произошло и я совершенно счастлива!