• Наши интервью

Эффективная система подготовки команды

Я участвую в российских фестивалях воздушных шаров давно. Очень давно. С момента их старта в 2000 году. Сначала выступала со своей командой. А с 2009 года готовлю к выступлению на Московском международном фестивале сборные команды декораторов, у которых нет фестивального опыта. У меня сложилась собственная система подготовки команд, которой я и хочу поделиться.

Если совсем коротко, то план моих действий таков:

  1. Собрать команду.
  2. Понять, кто на что способен. Определить навыки каждого участника, опыт, умение быстро мыслить и работать.
  3. Подготовить команду.
    1. Теоретическая подготовка:
      • разработка идеи,
      • подбор техник,
      • расчётная часть,
      • покупка шаров и других необходимых материалов.
    2. Практическая подготовка:
      • тренировочная сборка фигур,
      • распределение обязанностей на площадке,
      • установление порядка работы и составление тайминга,
      • сбор материалов и оборудования.
  4. Отдохнуть после тренировки.

А теперь обо всём подробнее. Раньше я собирала фестивальные команды из выпускников «Школы праздничного декора». Это могли быть незнакомые между собой люди, которые учились у нас в разное время. В этом году меня пригласила компания «ПраздникМастер». Её директор Николай Француз решил собрать команду краснодарских декораторов для участия в Московском фестивале. Моя роль была прежней — играющий тренер и капитан. Но поскольку мои фестивальные команды всегда сборные, вопрос командообразования был и остаётся главным. В качестве знакомства друг с другом я всегда прошу каждого участника команды прислать в общую переписку 5-6 фотографий своих лучших работ. Таким образом, сразу вижу, кто в чём силён, и что каждый любит делать.

В этом году мне повезло больше, чем раньше. Всех участников команды «ПраздникМастер» я знала лично и видела в работе. С Димой Лубенцом и Сашей Асеевым познакомилась на проекте «Джек и бобовое дерево». Знала, что эти ребята прекрасно работают с круглыми шарами. Творчество Кати Масловой, Лены Лукиной и Кристины Лаптуровой наблюдала на фестивале «Море шаров 2017». Девочки участвовали в командах учебной лиги и показали себя как мультимастера. У Кати был ещё опыт участия в прошлогоднем Московском фестивале. Лена и Кристина были на Московском фестивале впервые, а у Димы и Саши не было совсем никакого фестивального опыта. Кроме того, участники команды, хотя и живут в одном городе, не часто работают вместе. Да и у меня опыт общения с каждым из ребят был минимальный. Но мне показалось, что мы сработаемся. Очень важно, чтобы у человека, идущего на фестиваль, горели глаза, были азарт и энтузиазм. Глаза горели у всех, и это нас объединило.

Мы начали готовиться довольно поздно, в начале июля. Формирование команды продолжалось до середины сентября. Но благодаря чёткой системе, мы успели хорошо подготовиться к фестивалю и успешно выступили в конкурсах.

Большая скульптура команды «ПраздникМастер»

Большая скульптура команды «ПраздникМастер»

Теоретическая подготовка

Первый этап подготовки — знакомство с хорошими примерами. Внимательно изучили фотографии работ прошлогоднего Московского и других известных фестивалей. Это нам было нужно для того, чтобы избежать плагиата. А заодно поучиться у лучших декораторов, занимавших ранее призовые места. И, конечно, настроиться на творческую волну.

Креативная часть. Идея — наше всё.

Начинать всегда стоит с мозгового штурма. Именно тогда рождается множество идей, ассоциирующихся с заданной темой. Здесь сразу важна вовлеченность всей команды. Мы сформировали список из 10—15 идей. Расставили их по популярности. Первые 5 идей сразу исключили и начали обсуждение с шестой. Делать так нужно для того, чтобы тематически не совпасть с идеями какой-либо другой команды. Именно эта тактика позволила нам избежать создания мамонта на XVI Московском фестивале. Для начинающих игроков этот момент очень важен. Понятно, что полностью работы никогда не совпадут. Но если фигуры очень похожи, то та работа, которая окажется слабее, будет выглядеть особенно слабой на фоне более сильного аналога. Для новичков такие дубли идей и образов становятся мощным демотиватором. Подобного состояния допускать нельзя.

Обычно идей рождается много. Ведь темы для фестиваля даются очень широкие. И чем оригинальнее окажется наша трактовка темы, тем интереснее будет её воплощение. В нашем списке идей были и «Парк аттракционов», и «Карусель», и «Качели», и «Домик на дереве», и «Гигантский торт». Те самые образы, которые мы затем увидели в фестивальных работах своих коллег. Кроме того, мы сразу исключили всех книжных и мультипликационных персонажей. В нашем списке ассоциаций по теме «Мир детства» часто встречались слова: радуга, сладости, радость, движение, всё яркое, попасть в сказку. И именно на ощущения мы сделали ставку.

Очень важно, чтобы выбранная идея нравилась всем участникам команды. Моё глубокое убеждение, что все игроки должны влюбиться в неё. Потому что если человеку не нравится то, что он делает, ничего хорошего у него не получится. Фестиваль — это не работа по заказу, это чистое творчество. И оно должно приносить радость. И если фигура не приносит радость её создателю, то и сама она потом не будет излучать добрые эмоции. Что вкладываем в работу, то и получаем на выходе. Шары должны радовать. Это их главная задача. Поэтому радость должна быть заложена в работу на стадии идеи.

После того как мы определились с идеей, приступили к разработке сюжета. Если в команде есть художник, ей очень повезло: можно нарисовать картинку самостоятельно. Если художника нет, можно поискать наглядное изображение в интернете или книгах. Проще всего, конечно, взять сюжеты из книг, фильмов или мультфильмов, в которых уже есть готовые иллюстрации. Именно поэтому довольно часто видим на фестивалях знакомых растиражированных персонажей. В этом случае не стоит менять композицию, цвет известных иллюстраций.

Если разрабатывать оригинальный сюжет с собственными образами, то необходимо выстроить композицию по законам гармонии. Этот момент — самое слабое место в работах наших декораторов. Причем мало кто из них это осознаёт. Кто осознаёт, тот начинает учиться. К сожалению, подавляющее большинство отечественных обучающих семинаров для аэродизайнеров посвящено техникам работы с воздушными шарами. Недавно появились занятия по каркасам, ценообразованию и искусству продавать свои творения. Но нет ни одного, где учили бы законам гармонии. А ведь это основа изобразительного искусства, его фундамент. И люди с художественным образованием об этом знают. Поэтому наличие в команде художника – подарок судьбы.

Невозможно создать правильную, красивую картинку, проигнорировав композицию, пропорции и цвет. И это относится не только к работе над Большой скульптурой, но и ко всем фестивальным номинациям. Просто в Большой скульптуре несоблюдение законов гармонии наиболее заметно. Почитайте Регламент фестиваля. Там есть раздел «Критерии оценки конкурсных работ». Во всех конкурсах, кроме «12 минут», на первом месте стоит критерий «Дизайн и пропорции». Затем идут критерии «Оригинальность» и «Артистичность». И на последнем месте «Механика и конструкция» или «Навыки работы с воздушными шарами». Такая расстановка критериев в судейских листах говорит о том, что техниками ни судей, ни зрителей не удивишь. Надувать шары и заплетать их в сложные формы научились все. А вот применять эти навыки так, чтобы в результате получилась красивая картинка, умеют, к сожалению, немногие.

Очень важно понимать, что картинка плоская, а нам надо создать объемную фигуру, которую будут рассматривать со всех сторон. И на этом этапе, особенно в работе над большой скульптурой, необходимо решить, что создаётся: одна большая фигура или композиция из нескольких взаимосвязанных фигур. Правила фестиваля разрешают и то, и другое. На данной стадии работы мы с командой не выпускали из рук Регламент. Мой идеальный способ работы с ним таков: я собираю все определения, правила, запреты, критерии и штрафы по каждой номинации в отдельный файл. И придумывая ту или иную конкурсную работу, наглядно показываю команде чёткие рамки, в которых нужно оставаться при создании образов в любой конкурсной номинации. Неудивительно, что к моменту старта фестиваля моя команда знала Регламент наизусть.

Выбор между большой фигурой и композицией всегда сложен. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Одна большая фигура выглядит зрелищнее за счёт целостности и размера. В номинации «Большая скульптура» размер имеет значение. С другой стороны, нельзя скидывать со счетов фактор времени (особенно для новичков фестиваля). Времени всегда не хватает. И если в сборной композиции можно не сделать какой-то второстепенный элемент (например, вместо трёх цветочков сделать два), то не завершить большую фигуру никак нельзя. Именно поэтому начинающим командам я бы рекомендовала выбирать композиции.

По итогам обсуждения я сделала несколько рисунков, в которых разработала сразу 4 идеи. Мы подобрали в интернете вдохновляющие картинки, разглядывали фотографии детей в том или ином движении, рисовали эскизы по принципу «вид спереди» и «вид сзади», подбирали цветовую гамму. Потом выбрали из четырёх идей две. Процесс выбора единственной идеи для большой скульптуры был самым мучительным и сложным. И здесь нам помог советом Николай Француз, директор компании «ПраздникМастер». Всегда полезен взгляд со стороны. Ура, креативная часть работы выполнена!

Эскизы конкурсной работы команды «ПраздникМастер»Эскизы конкурсной работы команды «ПраздникМастер»

Эскизы конкурсной работы команды «ПраздникМастер»

Техническая часть

Имея много вещей в гардеробе, не надевайте всё сразу.

Теперь хорошо бы представить картинку в шарах. Подумать, какие техники, из имеющихся в арсенале команды, можно использовать. И для чего. Если команда опытная и сыгранная, то этот этап проходит довольно быстро. Новичкам сложнее. Я обычно рекомендую сделать ставку на те техники, которыми исполнитель владеет лучше всего. При условии, что они уместны для создания скульптуры. Если же хочется применить новую, более эффектную технику, то её надо как следует освоить в период тренировок. В любом случае не нужно демонстрировать всё, на что технически способны участники команды.

Есть один очень хороший метод создания большой скульптуры, с которым меня познакомил Альберто Фальконе. Он говорил, что большие объёмы в композиции нужно создавать простыми средствами и быстро, а мелкие фигуры ювелирно и более сложно. Тогда можно издалека увидеть всю работу целиком, а если подойти ближе, то захочется с интересом рассматривать детали. Я пользуюсь этим методом давно и успешно. Вот и в этот раз на Московском фестивале большие объекты (радугу, ванильные облака) мы создали из круглых шаров. А меньшие по размеру (фигуры детей, конфеты) — из ШДМ, также использовали технику «пластика».

Нужно нарисовать придуманную картинку в шарах. Если это композиция, то лучше разбить её на отдельные фигуры. И потом посмотреть, хорошо ли выглядит тот или иной объект в выбранной вами технике. Если не можете определиться сразу, как выполнить тот или иной фрагмент композиции, то стоит нарисовать его в разных техниках. И тогда выбрать лучший вариант будет легче.

На этом же этапе стоит определиться с каркасами, подумать, как монтировать подвесные конструкциями, если подвес разрешен. Я твёрдо убеждена, что на фестивале воздушных шаров мы должны продемонстрировать мастерство работы именно с шарами, а не с каркасами. Сложные и тяжёлые каркасы необходимы при работе на улице, где бывает ветер, снег, дождь и прочие природные катаклизмы. А если работаешь в зале, то можно построить очень многое за счёт жёсткости самих шаров. Например, в 2014 году моя команда умудрилась сделать все фестивальные работы без применения каркаса.

В этот году многие смеялись, увидев наши каркасы для большой скульптуры. Мы привезли несколько стоек разной высоты и две длинные палки. Но для реализации нашей идеи этого было достаточно. Разрешение сделать подвес тоже нам пригодилось: мы смогли поместить солнце не вплотную к радуге. А мальчик в тельняшке вполне естественно прыгал на ванильном облаке, как на батуте. Мне запомнились слова одного из наших старейших декораторов Андрея Борейко, сказанные им на первом фестивале в 2000 году: «Работа с шарами должна быть технологичной!» И я с ним согласна. Хотя ни в коем случае не настаиваю, поскольку фактор технологичности никак не влияет на судейство.

Расчётная часть. Важна каждая мелочь.

После решения, что и как делать, нужно сразу перейти к расчётам. Удобнее всего считать шары для каждого элемента композиции отдельно. Так снижается риск что-то забыть. Будет гораздо лучше, если каждый участник команды произведет расчет того фрагмента композиции, который он разрабатывал и будет делать. Не забывайте учесть материалы для каркаса, а также клей, скотч, наклейки, маркеры, леску, спицы, тальк и многое другое. Потом все шары посчитайте в одном файле, прочие расходные материалы в другом, инструменты и оборудование в третьем. Идеально, если эта работа будет выполнена за месяц до фестиваля. Например, все расчёты команды «ПраздникМастер» были закончены к 15 августа.

Покупка шаров. Главное – успеть!

Если команда пользуется спонсорской поддержкой, то сроки заказа обозначит спонсор. Если же команда обеспечивает себя сама, то капитан не должен тянуть с заказом шаров до последнего. Помните, что на фестиваль съезжается огромное количество людей, а значит, очень многим одновременно понадобятся воздушные шары в большом количестве. Будет очень обидно вносить изменения в сформированную картинку, если раздобыть шары нужного вам цвета не удастся. Порой замена одного цвета тянет за собой целую череду изменений. В результате получается совсем другая картинка. Или вам придётся использовать приём даббл-стаф для получения необходимого цвета. В этом случае вы сделаете дополнительные расходы денег и времени. Не забудьте тогда заложить их в тайминг подготовительных работ. Мой фестивальный опыт говорит о том, что заказать весь необходимый список шаров на фестиваль с первого раза не удаётся никогда.

Практическая подготовка

Я сторонник идеи, что фестиваль – не место для экспромтов. Я за хорошую подготовку. А лучшая подготовка — репетиция.

Тренировочная сборка фигур

Когда я готовила к фестивалю команды «Школа праздничного декора», моим обязательным условием для участников был сбор всех в Москве за неделю до фестиваля. И эту неделю мы проводили в тренировках с утра до вечера. В этом году я сама прилетела в Краснодар для встречи с командой. Николай любезно предоставил нам прекрасный большой зал семинарских занятий, столы, компрессоры и калибраторы, гелий и каркасные материалы, а также полный комплект шаров, причём с существенным запасом.

Практика показала, что для хорошей подготовки к трёхдневному фестивалю с пятью-шестью конкурсами нужно шесть дней. Три дня уходит на сбор и доведение до ума большой скульптуры и три дня на тренировку композиций малых номинаций. Не на придумывание с нуля, а именно на тренировку. В процессе тренировки может оказаться, что теоретические задумки выглядят на практике не так хорошо и требуют корректировки. Если было придумано несколько фигур для каждой малой номинации, то стоит собрать их все и выбрать лучший вариант. А потом закрепить успех, собрав задуманную фигуру на время. Конечно, так тщательно мы готовимся только к малым номинациям.

К началу тренировок команды «Праздникмастер» в нашем теоретическом арсенале были утверждённый вариант большой скульптуры, три варианта колонны, три платья и девять букетов, отличающихся друг от друга цветовым решением или идеей в целом. Шаров у нас на все девять букетов не было. Но собрав два букета, мы поняли, что ни один из них визуального эффекта не имеет, хотя на картинке они выглядели неплохо. И мы тут же на тренировке придумали новый вариант, непохожий не те, что рисовали раньше, оставив прежнюю тему и шары. Кроме того, мы перераспределили участников, ответственных за конкурсы в малых номинаций. Получилось так, что финальный вариант букета придумала Лена. А на конкурс «Чёрный ящик» вместо неё вызвалась отправиться Кристина. Такая рокировка была важной, так как оба конкурса на фестивале проходили в один день. Сделали замену в двух других конкурсах, стараясь дать возможность каждому участнику выступить в той или иной номинации. Кстати, финальную фигуру колонны мы выбирали простым голосованием. Потом оказалось, что не ошиблись. Именно в конкурсе «Колонн» мы получили приз фестиваля, второе место. И букет, и колонну во время тренировки ребята собирали на время. А уж сколько двенадцатиминутных жирафов сделала в процессе подготовки Кристина просто не сосчитать!

Работа Кристины Лаптуровой для коннкурса «12 минут»

Работа Кристины Лаптуровой для коннкурса «12 минут»

Колонна команды «ПраздникМастер», II место

Большую скульптуру собирали тщательно и не спеша. Поскольку у нас была композиция, долго «играли в тетрис», усаживая детей на радугу, размещая прыгающего мальчика и «ботаника», смотрящего в подзорную трубу. А потом дополняли картинку гигантскими конфетами и ванильными облаками, добиваясь гармонии в их расстановке. Последними штрихами были малые конфеты. Это те самые незначительные детали, отсутствие которых не навредило бы общему восприятию композиции, если бы не успели их сделать. К счастью, на фестивале мы успели всё, причем со значительным запасом по времени.

Распределение работ на площадке

В процессе тренировки распределяются работы на площадке. Может оказаться, что кому-то стоит поменяться своими обязанностями, как случилось у нас в отношении малых номинаций. В работе же над большой скульптурой каждый делал то, что у него получалось лучше всего: Саша и Дима делали радугу, облака и большие леденцовые трости, Катя и Кристина создавали фигуры детей, Лена была главным кондитером: конфеты и карамельное солнце её работа.

По окончании тренировок каждый участник команды составил свою технологическую карту: описал все свои фигуры с количеством, размерами, марками и цветами шаров. Мы в обязательном порядке сделали фотографии каждой работы со всех сторон и затем распечатали картинки на цветном принтере. Эти фотографии стали отличными шпаргалками во время работы на фестивале. По результатам тренировки мы скорректировали списки шаров, материалов и оборудования. У команды должно остаться время для нового заказа. Впрочем, заказать можно сразу двойной набор шаров, чтобы хватило на тренировку и фестиваль.

Порядок работ и тайминг

По окончанию тренировки и по её результатам я обычно пишу порядок работы на площадке и тайминг. Мне уже ясно, сколько времени нужно каждому участнику на ту или иную работу. И что можно делать параллельно, а что в строгой последовательности. Затем вновь вооружаюсь Регламентом и внимательно смотрю, какие конкурсы проходят одновременно. Если вижу, что в день работы в номинации «Большая скульптура» проходят конкурсы «Букет для доставки» и «Чёрный ящик», значит, понимаю, что кто-то из команды в этот день должен получить не слишком напряжённый план работ на главной площадке. Плюс ему надо дать время на подготовку к индивидуальному конкурсу и на «приход в себя» после его завершения. Да и команда захочет подойти и поболеть за своего товарища на последних минутах самых эмоциональных конкурсов. Ещё обязательно учитываю время на обед и небольшие перерывы. Из всех этих моментов складывается реальный тайминг. Кроме того, очень советую заложить некоторый запас времени на всякие непредвиденные обстоятельства. Распределите все работы на главной площадке по дням фестиваля и постоянно отслеживайте соответствие этому графику. Это позволит команде работать спокойно и с удовольствием. И при этом всё успеть.

Сбор материалов и оборудования

Это последняя часть подготовительной работы, на которую также стоит потратить время. Главное, чтобы к этому моменту были уже написаны все списки. По ним и собирайтесь. Идеально, если каждый участник команды сам соберёт шары и материалы на те фигуры и конкурсы, за которые он отвечает. Мы обычно собираем шары на фигуры в отдельные пакеты и подписываем эти пакеты. Тогда на поиск нужных шаров на фестивале уходит минимум времени. Собрав пакеты, складываем их в коробки, которые тоже подписываем. Если коробок несколько и они одинаковые, важно знать, что в какой коробке лежит.

В отдельный ящик пакуем инструменты и оборудование. Каркасы, собранные на тренировке, разбираем и маркируем. Если Регламент не позволяет привезти на фестиваль готовые части каркаса, то подробно описываем их и покупаем все нужные материалы в правильном количестве. Такой многократный контроль обычно исключает возможность что-либо забыть. И повышает ответственность каждого за свою часть работы. Мы оставили на сборы последний день нашей тренировки. Когда всё собрали и навели порядок в семинарском зале компании «ПраздникМастер», я улетела в Москву со спокойной душой.

Теперь оставалось лишь завезти наши вещи на фестивальную площадку.

Отдых

Я совершенно уверена, что между окончанием подготовки и началом работы на фестивале должен быть отдых. Хотя бы один день! Выспаться, побыть с семьёй, если вы местный житель, или погулять по городу, если вы здесь гость. В общем, приятно и спокойно провести время. Вы хорошо подготовились и вам не о чем волноваться.

Вручение приза журнала Шарм-арт «за креативность» капитану команды «ПраздникМастер» Екатерине Зайцевой

Вручение приза журнала Шарм-арт «за креативность» капитану команды «ПраздникМастер» Екатерине Зайцевой

Результат

По этой системе мной было подготовлено 9 команд. Многие из участников этих команд по-прежнему выступают на фестивалях самых разных уровней. И выступают успешно. Поэтому у меня есть все основания считать, что такая система подготовки к фестивалю работает хорошо. А полученные командами призы укрепляют это мнение. Вот и в этом году мы покинули Московский фестиваль не с пустыми руками: второе место в номинации «Колонна» и очень ценный для нас приз «За креативность» от журнала «Шарм-арт». А ещё мы зарядились огромной творческой энергией и получили удовольствие от своей работы и общения с коллегами. И заодно неплохо заявили о себе, что очень важно для команды дебютанта.

Когда готов, ты спокоен и уверен в себе. И удача на твоей стороне. Побед вам на фестивалях, друзья!

Команда «Праздникмастер»