• Фестивали
  • Теория

Ключи к творчеству

Сегодня Татьяна Мартынова возвращается к разъяснению фестивальных критериев, которыми руководствуется судейская коллегия на Московских фестивалях воздушных шаров. Критерии эти не всегда понятны конкурсантам. Поэтому нередко возникают споры. И негативные эмоции порой захлёстывают сознание участников форума. Чтобы подготовить конкурсантов к предстоящим состязаниям, автор продолжает разговор о теории дизайна, без знания основ которой сегодня невозможно понять суть критерия «Творчество».

Автор:

Татьяна Мартынова, г. Москва, художник, дизайнер компании «Европа уно трейд», член судейской коллегии Московского фестиваля воздушных шаров

Оригинальность и вдохновение, поиск нестандартных решений поставленных задач — все это неотъемлемая часть процесса творчества. Но как бы высок ни был творческий полет мысли дизайнера, одного творческого подхода к созданию композиций в любой номинации фестиваля недостаточно. Если не учтены правила создания элементов, из которых построена композиция (форма, цветовые сочетания, линии, использование пространства и текстуры материалов), никогда нельзя добиться максимального результата.

Об основах и принципах дизайна при разработке его элементов уже не раз говорилось на страницах журнала и на семинарах, проводимых в рамках наших фестивалей. Поэтому я решила показать несколько приёмов, которые условно назвала «ключи к творчеству». Их использование дает возможность создавать яркие по впечатлениям композиции, где шары могут органично соединяться с совершенно разными материалами. И хотя 10 ключей изначально использовались как некий концентрат законов современных японских школ икебаны и европейских школ аранжировки, они великолепно подходят и для работы с воздушными шарами. Ведь шары с их удивительным разнообразием цвета, форм, размера и текстуры на редкость органично «вписались» в самые современные аранжировки. В основе этих законов лежат сочетания линии, точки и массы. Понимание и освоение таких взаимосвязей — это и есть ключи, открывающие двери в чудесный мир, где самые разные материалы и кусочки латекса превращаются в произведения искусства.


1. Изогнутые линии

Линии могут образовывать арки, выгибаться наподобие охотничьего лука, спадать плавной дугой или устремляться в разные стороны, как струи фонтана. Изгиб варьируется от легкого до крутого. Но главное условие таких конструкций заключается в том, что между концом и началом линии всегда есть достаточно большое расстояние. Дизайнеры охотно используют этот тип конструкции при оформлении больших площадей с высокими потолками. Такие линии великолепно «захватывают пространство», делая это очень мягко. Зритель в таком пространстве чувствует себя уютнее и комфортнее, поскольку оно становится камерным. А окружение подобными линиями выбранного композиционного центра помогает именно на нем сосредоточить внимание.


2. Спиральные и круглые линии

В таких конструкциях помимо шаров для моделирования используются красивые ленты, которые могут «держать завиток», декоративная проволока или причудливо изогнутая виноградная лоза. При использовании этого ключа внимание зрителя специально переключается на линии и их движение. Концы изогнутых элементов могут накладываться друг на друга или почти соприкасаться. Этот ключ часто используют в больших напольных композициях, делая их менее «тяжелыми», придавая им определенную изысканность. Главная задача оформителя — не заиграться со всеми этими спиралями и завитками. Зритель сразу увидит некую искусственность, если их много или они будут неправильно расположены в заданном пространстве. Например, слишком рано и резко оборвутся или необоснованно выскочат из него.


3. Параллельные линии

Довольно популярный прием при оформлении больших сценических площадок и проведении торжественных событий. Часто применяется при оформлении выставочных стендов. Линии композиций могут быть и прямостоящими, и наклонными, основное правило — их параллельность. Диагональные создают чувство движения, горизонтальные — покоя и стабильности, а вертикальные — эффект высоты и ощущение торжественности.

Первые три ключа довольно часто используются в фестивальных работах, особенно в номинации «Букеты из шаров», «Украшения центра стола».


4. Изломанные линии

Линии могут просто четко сломаться в какой-то точке под острым углом. Здесь очень важно найти правильное расположение таких точек, если линий несколько. Более сложные изломы могут быть созданы по всей длине каждой линии. Остроугольные линии придают композиции строгость, суровость и даже «колючесть». Это впечатление можно сознательно усилить и, наоборот, смягчить, располагая рядом другие элементы, которые за счет визуального контраста как бы выступают на передний план и часто начинают играть главную роль в общей композиции.


5. Пересекающиеся линии

Если этот приём правильно применен, композиция производит впечатление зрелости, а это один из главных признаков, что перед вами работа мастера. Эффектный, но один из самых сложных приемов. При применении создается очень сильный ритм. Достичь его можно только с помощью тщательно продуманных пересечений. Малейшая ошибка в расположении даже одного из элементов создает у зрителя ощущение хаоса и грязи. Будет впечатление, что автор так и не смог «подчинить» выбранный материал, не дал полностью раскрыться его свойствам, а значит не смог использовать приём в полной мере для воплощения своего замысла. Кстати, именно этим «грешат» многие фестивальные работы в номинации «Большая скульптура». Россияне вроде бы выгодно отличаются от западных коллег склонностью к многофигурным композициям, которые очень привлекательны. Однако при чрезмерно большом выборе разнообразных элементов работа с этим приёмом зачастую отсутствует. И тогда на площадке мы видим, что «...смешались вместе кони, люди...» Поэтому я не устаю повторять одну из древних заповедей мастеров икебаны, которая применима к любому виду творчества: «Выразительность — скупа, излишество — безобразно». Недаром в старейшей школе «Икэбано» самым сложным считалось «искусство одного цветка»!


6. Лучистые линии

В композициях, в которых используется этот приём, всегда имеется некая точка, из которой исходят линии. Зачастую она является композиционным центром, а иногда, в буквальном смысле, точка, которая завершает композицию.

Если подобная композиция делается в пространстве, лучи в ней должны направляться как вперед, так и назад, что подчеркнет глубину и сделает композицию объемной. Лучистые линии, соединяющие разные или однотипные элементы, делают композицию более торжественной и «нарядной». Самый яркий пример — так называемый «павлиний хвост», который часто применяют при оформлении пространства за столом жениха и невесты.


7. Левое и правое направление

Этот ключ очень интересен. Расположение элементов при его применении всегда ассиметрично! С помощью этого приёма создается некое внутреннее движение всей композиции. Даже если вы делаете какую-либо простую фигуру, например, человечка, по принципу столбик + голова, то достаточно чуть развернуть или наклонить голову, чтобы фигура ожила. Контраст направленности в композиции достигается размерами её компонентов. Цвет также может играть важную роль в достижении контраста. Важно помнить, что при использовании в качестве элементов шары для моделирования или другие линейные материалы, исходящие из композиционного центра, их количество не должно быть одинаковым. Иначе создаётся впечатление, что центр проткнули насквозь.


8. Высокое и низкое направление

Этот прием усиливает и подчеркивает контраст между вершиной и основанием всей композиции. Он создает дополнительную осознанную напряженность между элементами. Иногда такое впечатление достигается за счет использования шаров разных цветов. Но этот ключ работает при четком соблюдении основ и принципов дизайна. Малейшее нарушение может визуально свести на нет все усилия.


9. Плоскость

В современном дизайне плоскость часто включается в качестве полноценного элемента задуманной композиции. При использовании этого элемента в композиции из шаров включаются такие материалы, как бумажные фанты, красочные постеры или баннеры. И панно из шаров, плоские гирлянды и даже фольгированые шары, выстроенные в одну плоскость. Важно помнить, что при значительной разнице в размерах плоскости и остальных элементов, она (плоскость) может превратиться в банальный фон, который просто «съедает» художественную ценность всех элементов, участвующих в композиции.


10. Масса

Масса создается за счет цельного соединения цвета и формы. В зависимости от замысла форма может быть круглой, эллиптической или прямоугольной. Часто в одной композиции используются разные формы, которые уравновешиваются благодаря умелому выбору цвета. Масса также может создаваться объемами. И здесь выбор цвета также играет важную роль. Поэтому, работая с этим ключом, все время стоит помнить о цветовом круге и цветовых сочетаниях. Например, никогда не используют в равных количествах красный и насыщенный зеленый. Красный неминуемо «провалится» в таком сочетании, и равновесие будет нарушено.


В заключение хочется заметить, что крайне редко применяется какой-то один ключ в чистом виде. Даже если автор ничего об этих законах не знает, он использует их интуитивно. И если они были правильно задействованы, такие работы «обречены» на успех! Посмотрите ещё ряд фестивальных работ, в которых задействованы эти ключи. Понимание взаимодействия всех элементов композиции и сознательно поставленные акценты помогут добиться большего эффекта и сделают любую работу привлекательной и для зрителей, и для судей! Успехов вам в творчестве!

Пример 1. Использованы три ключа: 7 (левое и правое направление), 9 (плоскость), 10 (масса). Интересно, что ключи 7 и 10 работают за счет контраста черного и белого цветов.

Фото из архива журнала «Шарм-арт»

Пример 2. Пример эффектного использования плоскости, массы и лучистых линий, по которым разлетаются самолеты. Массы прекрасно уравновешиваются всего тремя цветами!

Фото: www.worldballoonconvention.com

Пример 3. Отчетливо видна работа двух ключей: 7 и 8. Очень хорошо, что плоскости выставлены перпендикулярно, элементы, их создающие, почти идентичны.

Фото из архива журнала «Шарм-арт»

Пример 4. Использован ключ 8. Но из-за нарушения пропорций верхнего и нижнего элементов (верхний должен быть выше, или нижний немного мельче), визуальный эффект слабее, чем мог бы быть.

Фото из архива журнала «Шарм-арт»