• Фестивали
  • История

С точки зрения истории

Очень многие проблемы в жизни возникают оттого, что люди не хотят знать историю того или иного события. А потому не используют опыт прошлых поколений, повторяя их ошибки. Мне кажется, такое случилось и с Московским фестивалем. Поэтому хочется сегодня поразмышлять о прошлом, вспомнить историю нашего фестиваля, которая началась в конце октября 2000 года.

Так случилось, что я один из тех «динозавров», которые 14 лет назад собрались в «Экспоцентре» для участия в самом первом Московском международном фестивале. Мы тогда не знали почти никого из коллег-декораторов, не были знакомы с иностранными партнерами и спонсорами, и понятия не имели, что такое зарубежные фестивали и конкурсы в нашей профессиональной среде. Судили художники-мультипликаторы, совершенно ничего не понимающие в нашей работе. Конкурсных дней было два, а номинация одна — «Большая скульптура». Зато участников собралось так много, что площадок на всех не хватило и пришлось некоторым командам делить одну на двоих по диагонали.

Победителем первого Московского фестиваля стала команда Ирины Румянцевой. Потом она не раз становилась обладателем Гран-при, а последние несколько лет Ирина Михайловна возглавляет жюри.

Первые Московские фестивали проходили в павильонах 1А и 1Б, напоминающих стеклянные теплицы для овощей, тесных и узких. Единственное свободное пространство — это метровый проход между двумя рядами работ. А сами рабочие площадки были отделены друг от друга полоской цветного скотча на полу. Мы имели позади стеклянную стену павильона, благодаря которой на площадку проникал солнечный свет, справа и слева — соседние команды, а впереди — проход для зрителей и жюри. Работать приходилось прямо на площадке, больше просто негде. Правила были предельно просты: закончить работу вовремя и не вылезать за границы своей территории. Как известно, свет, бьющий сзади, не даёт возможности ни разглядеть работу, ни ее сфотографировать. И тогда на следующих фестивалях команды стали делать позади своих скульптур фон — панно из воздушных шаров.

Уже на втором фестивале появилась номинация «Украшение стола». Но поскольку никаких правил и ограничений в отношении неё не было, каждый делал то, что сам считал нужным. Кроме того, начиная со второго фестиваля, темы давались только для настольной номинации. «Большая скульптура» темы не имела. Через несколько лет наши стеклянные теплицы снесли. Фестиваль переехал в павильон 6, большой, тёплый и просторный. И именно тогда появился третий конкурс — «Черный ящик», у которого было только одно призовое место — первое. Он всем понравился, потому прижился на фестивале. А еще на новом месте не было нужды тесниться. Рабочие площадки «Большой скульптуры» получили свободные зоны-проходы со всех сторон. И сразу стало понятно, что фон, который по привычке сооружали участники фестиваля, очень мешает. Вот тогда-то и появился в Правилах фестиваля пункт о необходимости обзора скульптуры с 4-х сторон. Постепенно штрафами за несоблюдение этого правила декораторов от строительства стен отучили.

Наша ежегодная борьба за справедливость привела к тому, что судить фестиваль стали только профессионалы, за нарушение правил появились штрафы, а требования к тем или иным номинациям стали более понятными и однозначными. Например, участники Московского фестиваля, которые уже в те далёкие годы ездили на зарубежные фестивали, постоянно возмущались судейством номинации «Украшение стола». Ведь в иностранных конкурсах существовали две разные номинации: «Украшение центра стола» и «Малая скульптура». У нас же регулярно получали призы те участники, кто делал именно «Малую скульптуру», даже тогда, когда появились чёткие правила для «Украшения центра стола». Больше всех таких призов получил Андрей Борейко. И когда ему в очередной раз по окончании фестиваля говорили, что он сделал не то, что предусмотрено правилами, он отвечал: «Если бы я сделал не то, меня бы дисквалифицировали. А раз я занял 1 место, значит, я всё сделал правильно». Бороться с этим оказалось невозможно, и, в конце концов, появилась четвертая номинация — «Малая скульптура», получившая в оформительской среде название «Номинация имени Андрея Борейко». А сам Андрей, увековечив своё имя, перешел из группы участников в группу гостей. А в этом году — в рефери.

Запрет на предварительные заготовки из воздушных шаров тоже появился не на пустом месте. Сначала заготовки делались для настольных номинаций, потом их стали привозить уже наполовину собранными. В конце концов, таким же образом стали собирать Большие скульптуры. Последней каплей стала доставка на фестиваль целого двухметрового крокодила Гены, которого собрали в Екатеринбурге и привезли в Москву на автомобиле участники команды Андрея Кондрусика. Причем эта работа еще и заняла третье место в номинации «Большая скульптура». Такой результат не устроил ни призёров (они рассчитывали на большее), ни возмущенных участников фестиваля. И организаторы справедливо положили конец этой конфликтной ситуации, введя в Регламент новое правило.

V Московский фестиваль, 2004 год, работа команды Андрея Кондрусика, III место в номинации «Большая скульптура»
Фото: Шарм-арт

Пятая номинация — «Костюм из воздушных шаров» появилась как дань моде. Сначала платья создавались декоратором «Европы уно трейд» Евгением Жуковым в рекламных целях: во время фестиваля по павильону прогуливались барышни в платьях и шляпах из воздушных шаров. Затем Майкл Гжерек на своих семинарах стал активно показывать платья, а Дэвид де Бустос — шляпы. Но сами конкурсанты даже не пытались повторить это, и уж тем более на фестивале. Впервые конкурс «Платье» прошел фактически «за рамками» фестиваля, на следующий после церемонии награждения день. Участвовало лишь 5 команд, которые буквально уговорил попробовать Владимир Калачев, тут же снабдив нас шарами с рекламного стенда «Европы уно трейд». На создание костюма был дан всего один день, модели, девочки из детского модельного агентства, предоставлены. Во время показа обычной коллекции детской моды прошло и дефиле наших платьев. Там же состоялось судейство. Награждение за этот конкурс проходило в очень узком кругу. Но начало было положено. Мы попробовали сплести платья, и нам это понравилось. И тогда же было решено включить эту номинацию в фестивальную программу, только дефиле проводить на собственной сцене и моделей приглашать самим. И сразу стало понятно, что такая обширная фестивальная программа в два дня просто не уместится. Потому дней стало три.

Антон Капустин и Энже Мусина, конкурс «Костюмов из воздушных шаров», XIV Московский фестиваль, 2013 год
Фото: Александр Левин, Шарм-арт

Три года назад нашему фестивалю еще раз повезло — он переехал в прекрасный павильон №2. Вначале организаторы испугались, что фестиваль, имеющий уже пять конкурсных номинации и большую семинарскую программу, мог не поместиться в новом зале. Поэтому решили, что номинация «Большая скульптура» должна проходить за пределами зала, в коридорах выставки «Мир детства». О том, какой ужас нас ожидает, мы узнали за день до начала фестиваля. Неимоверными усилиями удалось уговорить организаторов не губить главную номинацию фестиваля. Измерив павильон, выяснив количество участников номинации «Большая скульптура», посовещавшись с ними, организаторы оперативно разметили и смонтировали рабочие площадки внутри зала.

Шли годы, фестиваль менялся. По-являлись и исчезали номинации: «Украшение центра стола» сменил конкурс «Шляпа», а ему на смену пришел «Букет для доставки». Номинацию «Большая скульптура» разделили на лиги. Уходили одни участники, приходили другие. Время от времени в нашем фестивале участвовали даже зарубежные коллеги. И вот, наконец, отечественные декораторы стали массово выезжать на международные конкурсы и завоёвывать там призы. А увидев, как всё организовано там, им захотелось многое изменить здесь. Сменилось поколение участников, появились новые борцы за справедливость. Как всегда, организаторы их услышали. Но в этот раз решили избавиться от всех проблем разом, создав в помощь Владимиру Калачеву оргкомитет. Засучив рукава, оргкомитет взялся за дело. О том, каким получился юбилейный фестиваль, рассказывают сегодня его новые участники. Я чуть позже хотела бы поделиться своими мыслями. Тогда взгляд на сегодняшние проблемы, опять же с точки зрения истории, мог бы внести лепту в организацию будущего фестиваля с меньшим количеством проблем и ошибок.

IX Московский фестиваль, 2008 год, работа команды «Арт-позитив», Москва
Фото: Шарм-арт