• Технологии

Зрелищный перфоманс

Любопытно, что перфоманс современные исследователи считают катализатором в истории искусств, особенно XX—XXI веков. Исследователь этого средства художественного выражения Роузли Голдберг в своей книге «Искусство перфоманса» утверждает, что «всякий раз, когда казалось, что та или иная школа, будь то кубизм, минимализм или сюрреализм, заходила в тупик, художники обращались к перфомансу с целью сломать рамки категорий и определить новые направления». Явление перфоманса — это способ напрямую общаться с большой аудиторией, шокировать публику, заставляя её пересмотреть собственные понятия об искусстве, сделать шаг вперед и признать сегодня то, что вчера отвергали.

В принципе любое творчество из шаров, будь то создание интересной скульптуры, костюма, платья из шаров, предполагает желание авторов показать своё произведение как можно большей аудитории. Иногда это получается, как в случае с фестивалем в Геленджике, вписавшемся в общегородской Карнавал. В истории же фестивалей Московских чаще всего массовая аудитория отсутствует, так как его закрытый формат, предполагающий своеобразный профессиональный отчет художников и декораторов, даже не ставит зачастую такой цели. В этой связи появление конкурса платьев из шаров с яркой привязанностью этого направления к явлению Перфоманса, заставило и на Московском фестивале года три назад активно заговорить о необходимости выхода в народ.

И, действительно, платья, костюмы из шаров настолько зрелищны и виртуозно сделаны, в них столько выдумки, фантазии, времени и труда создателей, что мысль о том, что эти произведения проживут всего час-два и никто их, кроме коллег по цеху, не увидит, кажется кощунственной. На фестивале в Геленджике платье Жар-птицы (команда «Сказочный мир», капитан Алёна Погодина) сделано настолько технически совершенно, что пятиметровый шлейф-хвост из шаров без всякой поддержки скользил за фигурой модели и при этом ни один из шаров не лопнул. Зрителям даже в голову не могло придти, что шлейф крепился на специальные колесики и потому свободно катился по асфальту и ступенькам сцены.

Работа команды «Сказочный мир», капитан Алена Погодина.

Платье «Курочка ряба» (команда «Подсолнух», капитан Юрий Михайлов), выполненное с применением нескольких сложных техник, в том числе double stuff, пластика, представляло действительно рябенькое оперение необычайной изящности и красоты. Можно с искренним любованием рассматривать грациозный и сатирический одновременно костюм лисицы и волка, выполненный командой «Рыжий ангел», пройтись по каждому персонажу, представленному участниками южного фестиваля, и везде увидеть непомерный труд и запредельное техническое мастерство.

Работы команд «Подсолнух» (слева), капитан Юрий Михайлов, и «РыжЫй ангел», капитан Лариса Фурсова.

Но при всём этом великолепии яркого шокирующего представления сказочных персонажей на самом Карнавале не получилось, потому что сценарием выступления в общем сюжете он был просто не предусмотрен. Цель, которую ставил режиссёр, была обыденной — сделать выход персонажей в костюмах из шаров, заставить зрителя выдохнуть традиционную фразу удивления «И это всё из шаров!?». И всё. Но эти образы могли бы создать другой эффект. Например, цельный сюжет-спектакль этих персонажей, пусть скомпонованный не в часовую программу, а в пятнадцатиминутную, мог бы стать шоковым нокаутом для публики. Естественно, при заранее написанном сценарии и работе с режиссером, освещением, музыкой и визуальными эффектами. «Неважно ЧТО, важно КАК», — говорят режиссёры любого театрального действа. Именно действа и не хватило, то есть самого явления «Перфоманса» не получилось. Образ заявлен, но не раскрыт. А потому для зрителя он оказался рядовым и быстро забываемым. Наверное, оттого сказочным персонажам, образы которых сделаны были так ювелирно, утвердить своё присутствие в сознании публики не удалось и в этот раз. В принципе, этому направлению, как и Jam-рингу, пора стать явлением самостоятельным. И проводить его целесообразнее не в стиле fashion-парада, а отдельного театрализованного действа. При хорошем пиаре на такие представления в кафе, например, ресторанах можно даже продавать билеты, и публика будет ломиться, и заработки у создателей появятся. Важно начать где-нибудь. И Геленджикскому проекту, тщательно спланированному и доведенному до логического конца, вполне по силам ещё одна возможность прямой встречи с народом.

Выход модели в костюме работы команды «50/50», капитан Дмитрий Гринвальд.