• Мультики в шарах

Ох, уж эта Красная Шапочка

Автор:

Татьяна Лёвина, главный редактор журнала «Шарм-арт»

Всё началось с того, что Катя Порошкина прислала фотографию своей очаровательной работы с персонажем очередного отечественного мультфильма «Петя и Красная Шапочка», которую она сделала в подарок на День рождения четырёхлетней девочки. Катя пишет:

Екатерина Порошкина, агентство «Яркие праздники», г. Сыктывкар

Заказчик нас просил самих выбрать персонаж фигурки для подарка. Я подумала, что было бы неплохо сделать что- то популярное для этого возраста. И вспомнила всем известную сказку «Красная Шапочка». Фигурка была готова. И я вместе со своей милой блондинкой отправилась поздравлять именинницу. Установив композицию, я, как обычно после поздравления, спрашиваю ребёнка, узнала ли она, из какой сказки пришла к ней эта девочка? Именинница посмотрела на меня вопросительным взглядом, потом повернулась к маме и спрашивает: «Мама, это кто?»

— Это ведь Красная Шапочка, Тася, — сказала мама.
— А почему у нее волосы белые, а не черные? — удивилась Тася и как-то не очень восторженно согласилась принять у себя в гостях мою героиню.

«Красная Шапочка». Картина маслом. Альберт Анкер, 1883 г.

Мне почему-то стало печально от того, что современные дети все чаще и чаще смотрят и читают иные сказки, а наши добрые старые мультики им неведомы. Какая-то грусть посетила меня в тот момент, и даже ревность к современным персонажам, которые совсем не похожи на людей. Все эти Свинки Пеппы, куклы Монстры, Миньоны и прочие завоеватели детских сердец уводят, думаю, нашу ребятню от того ясного и простого мира, в котором было понятно, где есть добро и зло. Кого надо спасать, кому надо помогать. И потому человек обычный сам по себе перестал интересовать даже маленьких детей.

Вот такую историю рассказала Катя, а я попыталась понять, почему современные малыши в принципе не могут любить девочку по имени Красная Шапочка. Можно, конечно, сослаться на прописную истину: мир меняется, дети меняются, эмоции и детей, и взрослых рождаются сегодня от более экстравагантных и ярких образов. Но дело не только в этом. Но и в том, что француз Шарль Перро, первым придумавший эту сказку, сам не любил свою героиню. Он написал свою сказку как предупреждение для легкомысленных девиц, которых-де легко обольщают лживые кавалеры. О чем прямо и написал в стихотворной морали (ее наши переводчики уже не переводят). Его волк — француз, соблазнитель простушек. Вот конец его сказки:

«Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам.
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!».

Иллюстрация Гюстава Доре

Бежали годы. За сюжет этой сказки взялись немцы — сказочники, тоже любящие ужастики, братья Гримм. Они убирают французские сентенции и придумывают в конце новую сцену, с появлением охотников, которые спасают старую и малую героиню. Смещая акценты, новые сказочники превращают легкомысленную девочку в глупышку с безответственной мамой и совсем выжившей из ума бабушкой, не умевшей родную внучку отличить от страшного волка.

Прошло столетие. Сентиментальная мелодрама с «мудрым» определением «Красная» заинтересовала в 1937 году советских кинематографистов. Появляется на экранах первая отечественная короткометражная экранизация знаменитой сказки Шарля Перро. Валентина и Зинаида Брумберг, режиссеры проекта, делают черно-белую анимацию, трогательную на первый взгляд, но в духе событий того времени. Их героиня, маленькая и симпатичная, остаётся совсем одна в темном и диком лесу. А тут еще и волк навстречу. Но малышка, как все наши дети, ведёт себя смело. Она храбрая девочка, настоящая советская героиня. И, конечно, потому потом на помощь к ней обязательно приходят люди с ружьём, охотники.


Позднее, когда суть помощи охотников с ружьями история осудила, у нас появилась новая версия этой сказки. 1958 год. Режиссеры рассказывают историю о том, как пионер Петя случайно попадает в сказку о Красной Шапочке. У кассы мальчик узнает, что билеты на все сеансы сказки «Красная Шапочка» проданы. Неожиданно обнаружив проем в заборе, юный пионер попадает по ту сторону кинотеатра и случайно переносится в волшебный лес. Там Петя становится свидетелем беседы Красной Шапочки и Серого Волка. Неравнодушный мальчик решает спасти сказочную девочку и ее доверчивую бабушку. Он добегает до домика бабушки и предотвращает панику. Предупреждает старушку о том, что к ней спешит Серый Волк и хочет ее съесть. Главное, уверяет Петя, успокоиться. Смышленый мальчик обманывает злодея и спасает героев старой сказки. Добро снова торжествует, злодей наказан.

Кадр из мультфильма «Петя и Красная шапочка». Союзмультфильм, 1958 г.

Этот мультфильм учил малышей отзывчивости и дружелюбию. В их сознание вкладывалась мысль, что только доброта и желание помочь слабому существу есть высшая справедливость. Обладание этими качествами могут сделать человека счастливым. А сама героиня здесь остается всё такой же беззащитной и наивной глупышкой, как и подобает маленьким детям.


Бежит второе столетие со дня написания «Красной Шапочки». 1990 год. Режиссёр Гарри Бардин создаёт свою версию по мотивам сказки Шарля Перро. Он делает на студии Союзмультфильм пластилиновую анимацию «Серый волк & Красная Шапочка». Здесь героиня отправляется с русским праздничным пирогом из Москвы в Париж к бабушке Терезе. В лесу злодействует серый волк, проглотивший доктора Айболита, зайчика, крокодила Гену с Чебурашкой... — вот так-то. Попробуйте посмотреть этот мультик и понять, какие идеи вкладывал кинематограф малышам, родившимся в конце XX века.

Кадр из мультфильма «Серый волк & Красная Шапочка». Союзмультфильм, 1990 г.

В марте 2011 года выходит ещё одна версия злополучной сказки. При участии кинематографистов из США и Канады у нас появляется мелодрама «Красная Шапочка» с намёком на фильм ужасов. Сюжет её разворачивается в глухом краю, возле затерянной в лесных дебрях деревушки. Здесь обосновался оборотень. Мохнатый нагоняет мистический ужас на местных жителей. Главная героиня, молоденькая девушка, очень любящая прогуляться в красном плащике, принимается за расследование. Именно она решает установить, кто же из деревенских жителей является таинственным оборотнем, нагнавшим столько страху на всю округу. Но есть у этой красавицы ещё одна проблема. Она стоит перед выбором, кому же отдать свою руку и сердце. Вариантов два. Местный богатый купец и бедный дровосек. Вот тут-то и решается наша молодая особа отправиться к бабушке за советом...

Кадр из фильма «Red Riding Hood». Warner Bros, 2011 г.

Вот она роскошная современная героиня. И девочки любого возраста, конечно, с огромным удовольствием будут смотреть именно эту версию знаменитой сказки. Их затягивает интригующий сюжет, в котором главенствует не глупая блондинка, а смелая и находчивая героиня. «Классный фильм!», — сказала бы Тася, выключая телевизор. А мама, думаю, не стала бы с ней спорить.