• Цифры

Кому и как живется в кризис

Интернет Барометр России — проект, созданный для того, чтобы максимально точно определить отношение российского интернета к различным проблемам, событиям и окружающему миру. Это единственный независимый проект такого рода, который собирает объективное мнение различных социальных групп, являющихся своеобразным зеркалом позиции российского интернет-сообщества по различным вопросам. В сегодняшнем опросе приняло участие 1144 пользователя интернета в возрасте от 18 до 60 лет и старше из различных регионов России. Представляем краткие результаты этого исследования.

43 процентам пользователей интернета, принявшим участие в опросе, не хватает доходов даже на удовлетворения повседневных нужд. 39% хватает с трудом. Еще 5% пришлось сменить работу (взять дополнительную подработку), чтобы свести концы с концами. Только 9% опрошенных заявили, что не испытывают каких-либо затруднений, связанных с недостатком денежных средств. Еще 4% или затруднились с ответом на данный вопрос, или высказали свою особую позицию.


Наиболее распространенным способом экономии среди опрошенных пользователей интернета стал полный или частичный отказ от развлечений (меньше ходят или совсем не ходят в кино, театры, развлекательные центры, аквапарки и т.д.) Данный способ экономии практикуют 59% респондентов, которые испытывают в условиях кризиса затруднения в денежных средствах. 57% указали, что в связи с кризисом они стали экономить на покупках товаров повседневного спроса (например, одежды). Еще 52% респондентов экономят на питании вне дома (берут на работу еду из дома, ограничивают себя в посещении ресторанов и экономят на фастфуде). 47% экономят на путешествиях и отдыхе (частично или полностью отказывают себе в этом). 42% респондентов из-за кризиса отложили отдельные необходимые траты на будущее (например, ремонт автомобиля, квартиры, затраты на обучение и т.д). 33% экономят на собственном здоровье (например, отложили до лучших времен поход к стоматологу и т.д). 24% экономят на транспорте или на услугах связи (переходят на более дешевые тарифы, отказываются от ненужных услуг, например, домашнего телефона или платного ТВ). 21% экономит на коммунальных услугах (например, более экономно используют свет и воду). Еще 8% перестали платить по кредитам или другим обязательным платежам (штрафам, коммунальным платежам и т.д). Другие способы экономии указали около 5% респондентов.


Около 38%, принявших участие в опросе, не работают — учатся, являются пенсионерами, домохозяйками, находятся в декретном отпуске, являются безработными. Другим 62% респондентов был задан вопрос о том, как сказался кризис на их предприятии. Из них 16% респондентов не почувствовали признаков кризиса. У 18% сказался незначительно. 3% работающих указали, что ситуация на их предприятии во время кризиса даже улучшилась (работы стало больше). 30% отметили, что ради сохранения работы им приходится выполнять больше заказов за меньшие деньги, чем до кризиса. 25% указали, что в новой экономической реальности их предприятие испытывает серьезные трудности (работы и заказов стало значительно меньше). 3% отметили, что их предприятие сейчас находится на грани банкротства (закрытия). Еще 5% указали свой вариант ответа на данный вопрос (например, предприятие, на котором они работают, было реорганизовано (поглощено), предприятие испытывает серьезные проблемы с поставщиками, катастрофическое снижение прибыли и т.д.)

Фото: Matthew Wiebe, unsplash.com

По данным опроса интернет пользователей, на 19% предприятий, где они работают, кризис совсем не отразился или ситуация даже улучшилась. Наибольший процент таких предприятий связан с отраслью «Cвязь и ИКТ» (67%), а также входит в состав производственных компаний (36%).

На предприятиях, испытывающих финансовые трудности вследствие кризиса, самым популярным способом сокращения затрат стало увольнение сотрудников. Данную меру практиковали 38% компаний. На 31% предприятий сократили зарплату, на 30% отменили дополнительные выплаты (премии, бонус и т.д). 23% предприятий сокращают затраты за счет отмены традиционных праздников, которые раньше оплачивала организация. 18% провели налоговую оптимизацию своей деятельности (например, вывели часть сотрудников за штат или сократили официальную зарплату, перейдя на выплаты «в конвертах»). 15% компаний оптимизируют свои расходы за счет смены офиса (отказа от части арендуемых помещений). 5% указали другие способы сокращения затрат в компаниях, где они работают (например, сокращение закупок канцелярии, перевод сотрудников на укороченную неделю, объединение с другими компаниями и т.д.)

Мы и кризис: как росийский интернет переживает кризисные явления дома и на работе