• Образы

Шикарная и дерзкая

Представляем:

Manon Dudziak,
CBA, г. Париж, Франция
Фото из архива Manon Dudziak, Энже Мусиной, Лианы Гвианидзе

Кто только не брал шляпу в «подруги» своего бизнеса — модистки и модницы, фабрики и корпорации, артисты и художники. О шляпе пеклись даже короли. И все это из-за того, что среди модных женских аксессуаров шляпа всегда занимала важнейшее место. С давних времен её наделяли магическими свойствами и считали, что она будто бы «замещает» голову. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности всегда говорили об оригинальности вкуса, смелости и необычности её владельца, об его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же к низшим, беднейшим сословиям.

Всплеск интереса к шляпе в настоящее время после долгого забвения приятен. Шляпа сегодня снова превращается в культовый предмет. Она — вещь с одной стороны утилитарная и обыденная, а с другой — явление из мира фантазии, дорисовывающее тайный смысл личности своего носителя. Вот эту творческую суть шляпы и уловила француженка, твистер из Парижа Manon Dudziak, к тому же она оказалась ещё и великолепной артисткой.

Манон сделала шляпу главным инструментом своего бизнеса, став дизайнером и разработчиком авторских моделей шляп из шаров. Более того, она великолепно преподносит свои творения на собственной голове. Пишет сценарии выступлений и выступает с ними перед самой разнообразной публикой от маленьких детей до старушек. Это такой Чарли Чаплин на «планете шаров». Только выступает она не с котелком и тростью, а с целым набором весёлых аксессуаров мима, многие из которых сделаны из воздушных шариков. За 15—20 минут сценического времени Манон умудряется показать сотни образов с помощью одного единственного напарника — шляпы. Этот дуэт создаёт уникальные и удивительные произведения искусства. Смена образов на сцене происходит так быстро, что глаз зрителя не успевает уловить мгновение перехода и удивиться ему. С помощью этой необыкновенной артистки зритель в течение короткого отрезка времени успевает побывать в различных красочных мирах, в которых царствуют магия и фантазия. Зрелище это всегда настолько эмоционально, что даже выросшие взрослые на таких выступлениях чувствуют себя маленькими восторженными детьми.

Впервые на сцене со своими волшебными шляпами Манон появилась в 2006 году. Во Франции чаще всего её шоу видят дети. Конечно, её сразу заметили организаторы телевизионных шоу, модных показов и выставок. Без её эмоциональных выступлений не обходится ни один Международный фестиваль воздушных шаров. Её искусство на бис встречали в США, Китае, Японии, Таиланде, Италии, Швейцарии, Испании, Бельгии и многих городах мира.

Вот что рассказывают о своих встречах с дерзкой француженкой Энже Мусина, и Лиана Гвианидзе, декораторы из Башкирии и Казахстана.

Рассказывает:

Энже Мусина

Мне кажется, что она очень солнечная. Мы познакомились во Флоренции, на ее обучающем семинаре. Народу было много, полный зал. Легкое движение рук, какое-то неуловимое, и вот уже спиралька из шаров у всех на виду. Манон, шутя и улыбаясь, проводит учебу. И создаётся впечатление, что пребываешь на очередном её шоу. После окончания семинара так хотелось ее поблагодарить лично, что, покопавшись у себя в памяти, смогла на французском языке сказать ей пару предложений о том, как приятно было находиться на ее занятиях, и они прошли великолепно. Манон рассмеялась: «О-ля-ля!» и чмокнула в щеку. Довелось несколько раз видеть выступления Манон на сцене. Выяснилось, что она еще и заводная клоунесса. Конечно, я не знаю, кто пишет ей сценарии, но они очень оригинальны. И выступает она всегда в туфельках разного цвета: на одной ножке один цвет, на второй — другой. Выкладывается на 200 процентов перед зрителями. Посмотрите, например, внимательнее на её портрет «Поцелуй в шляпе». Пронзительный взгляд, сморщенные от затаённого смеха губы, которые будто бы разговаривают с микрофоном. Быть может, она трансформировала этот микрофон в образ мужчины, которому хочет передать этот щекочущий смешной поцелуй?

В общем, Манон — великая артистка, но и не менее великий твистер, который создаёт уникальные шляпы из самых обычных шариков. И на любой сцене, куда приходит она со своими шляпами, происходит чудо. Шляпы оживают, бегают, танцуют, жеманничают, целуют. Подберите любой глагол, выражающий действие, и в каждом из них найдёте движение Манон.

В Бельгии мы работали с ней на одной площадке, но она мастерила панно, а мы занимались своими делами, поэтому в работе мне ее не получилось увидеть. Зато ещё раз любовалась её выступлением на заключительной вечеринке. Пожалуй, каждый сидящий в зале в тот момент наблюдал за ней затаив дыхание. Стоило кончиться музыкальному фрагменту, который сопровождал её выступление, как зал сразу взорвался аплодисментами и радостно задышал.

Рассказывает:

Лиана Гвианидзе

Манон действительно импульсивная. И всегда в работе. Я жила с ней в Бельгии в одном бунгало. И всё время видела её за работой: надувает шары для секретной комнаты, потом для своих мастер-классов, потом для перфоманса. И так бесконечно. Ещё одна замечательная её особенность: она носит разного цвета обувь. Всегда. С детства. Я спрашивала её об этом. Ей так нравится. Туфли и ботинки вроде бы одинаковые. Но на левой ноге — одного цвета, а на правой — другого. Порой она мне казалась смешливым ребенком. Привязчивым и очень добрым.

Я, на свою голову, научила её паре русских фраз. Потом она меня ими же донимала. Сколько раз в день мы виделись, столько же раз она обязательно, улыбаясь, возвращала мне эти фразы: «Привет! Меня зовут Манон! Я тебя люблю!» И я взмолилась, тоскливо спрашивала: «За что ты меня ненавидишь, что говоришь это?» А ей смешно, да и только. Мне кажется, она всегда играет. Отлично играет. И на сцене, и в жизни. И тем здорово запоминается абсолютно всем, кто встретился с ней даже случайно.

Шляпный словарик

Быть может, пригодится, если захочется повторить шедевры Манон.

Болеро — маленькая, круглая шляпка с загнутыми вверх полями.

Борсалино — названная по имени миланского шляпника Джованни Борсалино, элегантная мужская шляпа из мягкого фетра; популярна среди женщин; модный головной убор вплоть до 30-х годов.

Калабрийская шляпа — изначально фетровая шляпа с широкими полями и достаточно остроконечной тульей; сегодня также и соломенная шляпа с такими же контурами; название происходит от названия полуострова и области в Италии.

Колесо (от Wagenrad) — дамская шляпа с плоской тульей и очень широкими круглыми полями была в моде около 1910 года, а также и в 50-е.

Ток (Toque) — жесткая, обыкновенно плоская шляпка без полей, часто красиво отделанная перьями, нитками жемчуга или вуалью.

Слауч (Slouch Hat) — фетровая шляпа с небольшими мягкими опущенными полями. В 30-е годы ее носила Грета Гарбо, в 70-е снова возвращается в моду, в начале 90-х принадлежность стиля хип-хоп, в бархатном варианте — элемент эксцентричных, вычурных нарядов.

Шляпка-таблетка — закрепляемая на волосах маленькая шляпка без полей круглой или овальной формы; в 30-е годы была создана специально для Греты Гарбо; в 60-е очень популярна благодаря Жаклин Кеннеди.

Федора (Fedora) — фетровая шляпа, названная по одноименной пьесе Викторьена Сарду, поставленной в 1882-м году.

Есть ещё несколько сотен названий. Но каждый артист, а уж Манон обязательно, создаёт на основе классических моделей свои собственные, которым нет числа.