• Вернисаж

Разноцветная радость

Bella Volen — известная австрийская художница, имеющая оригинальный почерк и собственный взгляд на значение искусства в жизни человека. Впрочем, её философия о сути самого человека тоже интересна, потому что совсем не совпадает с общепринятыми постулатами. Художница создаёт особый приватный мир, баланс которого держится на хрупкой игре форм, летящих линий, ритме тёплых и холодных тонов. Человека в этом мире надо искать. Он здесь тих и безмолвен. Но общаться с ним можно. Мысленно, духовно так же, как происходит общение разных форм жизни в природе вообще.

Представляем:

Bella Volen, художница,
Вена, Австрия

Белла говорит, что своих героев она ищет в среде людей её круга. Потому они выражают часть её характера и, как она, знают, что ищут. А значит, всегда достигают поставленной цели. Художница глубоко уважает цельность натуры своих героев и наслаждается увиденным однажды моментом, когда их личность раскрывается с неожиданной силой и красотой.

В начале июня этого года художница приняла участие в специальном проекте для нового торгового центра Central East Ville Festival в Бангкоке, организованном местной командой Balloon Art и компанией Sempertex, где предложила своё решение использования воздушных шаров в художественных произведениях.

— Природа, — говорит Белла, — наше самое главное сокровище. Это место, где время останавливается. И сердце успокаивается от стрессов современного мира. Природа восстанавливает энергетику и физическое состояние человека, потому что человек глубоко связан с ней. Одни ученые утверждают, что эта связь находится на биологическом уровне, а другие говорят, что она значительно глубже. Например, современный биолог Э.О. Уилсон, с которым я знакома, переписываюсь и верю его учению, однажды описал мне концепцию biophilia (любовь ко всему живому), которая стала мне близка. Сегодня ученые определяют взаимодействие человека и природы как социально биологическую связь. Потому появилось целое научное направление социобиология, которая утверждает, что люди, отторгнутые ранее от природы, подсознательно стремятся слиться с ней вновь, чувствуя истинность всей остальной части её жизни.

Эта наука, по утверждению Уилсона, скоро сможет изучать происхождение и значение человеческих ценностей, лежащих в основании этических заповедей и большей части политической практики. Он считает, что даже научному разуму придется столкнуться с ограничениями, накладываемыми нашей эволюционной наследственностью, которая определяет «базовые правила человеческого поведения». Существует предел, лежащий, может быть, ближе, чем нам дано осознать, за которым биологическая эволюция начнет поворачивать культурную эволюцию вспять.

Белла рассматривает любой художественный материал тоже как часть природы, призванный стать связующим звеном между человеком и вселенной. В 2009 году художница познакомилась в Шанхае с шарами и поняла, какой огромный потенциал таится в этом материале. Так в её творчестве появляется новая форма искусства. Она назвала это направление Paintloon, в нём воздушный шар начинает работать с краской и человеческим телом.

Позднее она знакомится с голландцем Guido Verhoef, работающим с воздушными шарами. И в 2010 они создают совместный проект «Вдохновение». Художники живут в разных странах. Их пути расходятся. Но направление Paintloon живо. Появляются собственные проекты с шарами Беллы в Вене, во Франции, а в этом году в Таиланде. В начале июля в этой азиатской жемчужине состоялся Bodypainting Festival 2016. Он оказался самым масштабным проектом направления Paintloon. В его исполнении приняли участие сотни мастеров, работающих с шарами, из многих азиатских стран. Все вместе они сделали праздник, как говорит Бэлла, воспевающий жизнь, радость, любовь и страсть.

Одна из главных тем в работах этого направления у художницы — трансформация архитектурных линий и пространства. В реальности, человеческий глаз воспринимает немного. Но если правильно расставить акценты и усилить движение линий, можно энергетической мощью художественного полотна изменить человеческое сознание. Художницу особенно восхищают ритмы линий, «нарисованные» шарами. Соединив их с линиями, которые создаёт в пространстве человеческое тело, она уловила не только неразрывную динамику такого дуэта, но и почувствовала музыкальность его движений. И далее, с помощью краски, деликатного прикосновения к шарам и человеку, она расплавляет границы их отчужденности, умеет собрать линии в единый образ. Получается настолько гармоничная живая картина, что от её неимоверной яркости и красоты глаз отвести невозможно.

Болгария, 2011 год

Работа «Победа», Австрия, 2016 год

— Я была рада приглашению в Таиланд, тем более что мне поручили сделать такой масштабный дизайн-проект в современном, красивом торговом центре. Над проектом мы все вместе работали целую неделю. Лично моя работа заняла около 130 часов. Это без макета, который я сделала в Вене заранее. Мы едва успевали спать, настолько огромным оказался объём работ.

Мастерство художников шарами оказалось настолько идеально и профессионально, что мне было лестно поработать в такой слаженной команде. Это мой третий проект с шарами. Я назвала его «Волшебный сад». Цель работы — показать красоту природы, отраженную в искусстве. Наша композиция должна была стать еще одним напоминанием о необходимости защищать всё живое. Ведь мы находимся в едином живом пространстве, которое развивается и двигается по одним и тем же законам. Меня, например, всегда поражала красота знаменитой последовательности Фибоначчи, которая столетиями удивляет математиков, художников, дизайнеров, ученых. Формулу, известную так же как золотое сечение, можно отыскать везде. Её вездесущность и поразительная функциональность в природе является важнейшей и основной характеристикой Вселенной. Мы найдем присутствие этой формулы в цветах, семенах, снарядах. Даже спиральные галактики в своем движении следуют законам Фибоначчи. Мы не знаем, почему именно так устроено всё живое. Но, думаю, надо принять за данность закон Вселенной. И понять, что все, что есть в природе, в том числе и люди, составляют единую структуру и двигаются по единым законам.

Наша композиция «Волшебный сад» также выстраивалась по этим законам. Художественная версия нереально красивого сада жизни, размещенная в современном пространстве, нужна для того, чтобы её увидели и поняли много людей. Мы задумали включить в нашу картину всех посетителей торгового центра. И, кажется, у нас это получилось.

Воздушные шары создают удивительно живые линии. Это искусство как прекрасный ритуал, который существует краткое мгновение. В этом сила его красоты. Это как в жизни: прекрасны те моменты, которые происходили в прошлом, а осознаём их значимость мы спустя многие годы. Прекрасно то, чего уже нет, что хранит наша память. Единственным постоянным элементом в нашем мире является то, что он меняется. Мы меняемся каждое мгновение.

Но ядро, тот любопытный ребенок, которого мы переросли, остался в каждом из нас. Он в наших сердцах и умах, тот самый мечтатель, желающий увидеть новые и секретные местечки, скрытые и параллельные миры, где волшебные существа живут вместе с нами. И потому в тех местах все прекрасно. Мне показалось, этот проект посетители торгового центра встретили замечательно. Он принес разноцветную радость для детей и взрослых. Жаль, всегда жаль, когда что-то хорошее заканчивается. Для меня был большой сюрприз, когда я увидела своё имя, написанное шариками при входе в торговый центр. Отличный проект, отличная команда, которая выполнила все мои рисунки в лучшем виде.

Я думаю, когда-нибудь мы создадим ещё более замечательный проект, напишем ещё одну страницу о человеке, шарах и жизни нашей Вселенной.

Работа «Грифон», 2 место в номинации «Спецэффекты» на Швейцарском Фестивале Бодипейнтинга, 2013 год

Неподписанные фото из проекта «Волшебный сад» (Peculiar Garden), Тайланд, 2016 год
Фото из Фейсбука автора: BellaVolenArt