• Колонка редактора

Провокация, склока или пошлость?

Нет, не буду плакаться и сетовать на то, что наши всевластные медиа раскрепостились до предела. Что ни в телевизор не «влезешь», ни в социальных сетях долго не пробудешь. Обязательно выскочит «рекламка» то с голой задницей, то с перекошенным от злобы ртом, поливающим помоями всё вокруг.

Шаровое интернет-сообщество казалось мне почти идеальным. Ну, вспыхнет между оформителями где-то ссора из-за украденного клиента или картинки с сайта. Но эти маленькие склоки ничтожны по сравнению с мусорной ямой Звёзд, в которую пытаются утянуть нас десятки глянцевых журналов и еженедельных телепередач. Впрочем, любая склока в конечном итоге может стать началом целого PR-проекта с использованием модных технологий, например, провокации, создающей умышленный ажиотаж вокруг личности или события.

Вот, например, появилась недавно ВКонтакте фотография чёрных гелиевых шаров с добротно сделанными принтами, состоящих сплошь из запредельного мата. И под ней несколько тщеславных слов автора, рассказывающего, как хорошо на этом он зарабатывает. Явно провокационное сообщение, рассчитанное на то, чтобы вызвать конфликтную реакцию публики с обсуждениями, спорами. Автор явно любуется собой, бравируя независимостью от норм поведения, культуры и прочей духовной «дребедени».

Любопытно, но в PR-технологиях такого зачинщика провокационных конфликтов называют троллем, а саму разновидность этой технологии — троллинг (от англ. Trolling — ловля рыбы на блесну). Троллю не рыбка нужна, а волны людской энергии. Потому что любая реакция на его сообщение приносит ему популярность, на которой он и делает свой бизнес. Можно долго спорить хорошо это или не очень. Но заказы идут, имя и место рекламируются. Ну а как, каким способом, выходит — неважно. Такая «малость» как смена имиджа вряд ли его беспокоит.

Провокационные технологии — это всегда эксперимент, риск. Ведь в запале можно ненароком свалиться в какую-нибудь пошлую яму и испортить себе имя надолго. Хотя при умном использовании этой технологии вполне возможно сделать прекрасную рекламу себе любимому или событию, которым дорожишь. Ведь одно из исконных значений смысла слова «провокация» — вызвать окружающих на иное, не общепринятое действие. Так что в руках хорошего «провокатора» эта техника выводит целые компании из заболоченного состояния, а конкретных людей избавляет от тоскливой обыденности.

О применении провокационной PR-технологии рассказывают материалы этого номера. О том хорошо это или плохо, судите сами.