• Фестивали

Мгновенье счастья — много или мало?

И снова будни. Кончилась эйфория праздника, который подарила всем участникам Геленджикского фестиваля компания «ПраздникМастер». По единодушному мнению его участников организация третьего Южно-Российского Фестиваля была на высшем уровне. Благодаря четкой работе всей команды организаторов, продуманным и умело проведенным конкурсам, множеству призов и наград ощущалась необыкновенно добрая атмосфера праздника. Да и само включение фестиваля шаров в яркий и величественный карнавальный проект городского праздника придавало творчеству мастеров нашей отрасли значительность и важность. Бормотание морских волн и даже шквальные порывы безумного ветра, господствующего в те дни в городе, — всё это с удовольствием увезли с собой десятки участников фестиваля в самые разные уголки России.

Пожалуй, это единственный из отечественных фестивалей, который организаторы сознательно ориентировали на продвижение и популяризацию шаров и искусных работ из них среди такой огромной зрительской аудитории. Любопытно, что впервые в команде организаторов появилась должность арт-директора. В этой роли интересно раскрылась ещё одна сторона таланта Александра Соломатина. Его идеи, умелое ведение уличных конкурсов, координирующая связь всех слоев этого огромного фестивального пирога оказались нужными и во многом не только дисциплинировали ход событий, но задавали темп движения всем конкурсам и даже потокам людских амбиций.

Но любой большой форум — это своего рода стрелка, которая показывает направление движения сообщества в определенный отрезок времени. Встреча в Геленджике вне столичной парадности и, любопытно, без западных учителей и наблюдателей в лице конкурирующих между собой производителей, столичных и уральских оптовиков явно обозначила наиболее сильные направления в движении отрасли. И эта картина, безусловно, интересна.

Мне показалось, что лидирующее положение в отрасли сегодня занимает твистинг. Шары для моделирования становятся для всех мастеров, прикоснувшихся к воздушным шарам, основным материалом в работе. Лёгкость конструирования из этого вида шаров, небольшие затраты в бизнес-процессах, сравнительно низкая себестоимость материала, ну и близость технологий этого направления к рукотворным прикладным видам творчества, таким, как вязание, шитье, моделирование, постепенно вымывает из отрасли мужчин. Стоит задуматься над фактом, что многие команды представляли собой чисто женские коллективы. Как результат, монтаж композиций на платформе было делать некому. Несколько пар мужских рук, принадлежащих судейской команде, метались от платформы к платформе, компенсируя дефицит мужской силы и отсутствие у команд технических знаний в работе с металлом, плоскозубцами и растяжками. Круглый шар сегодня не принимается конкурсантами даже для создания огромных двухметровых скульптур. Зачастую фигуры волков, лисиц, жар-птиц и прочих сказочных гигантов вывязывались из нескольких тысяч сравнительно тоненьких колбасок. Адский труд. Но «вязаные» скульптуры, дома и деревья, сделанные с помощью техник, рассчитанных на малые формы, после монтажа на платформах мотались на ветру, как флаги на башне.

Были, конечно, и монументальные композиции в качестве отличного примера для подражания. Но, по сути, большинство устойчивых скульптур было всё-таки не из шаров, а из металла, обклеенного или обвязанного шарами. И чем монументальнее и эффектнее выглядела композиция, тем больше железа требовалось на её изготовление. Иногда даже использование круглого шара или линколунов в больших конструкциях при отсутствии достаточного понимания этого материала приводили к плачевному результату: шары разрывали то ветер, то солнце. И один и тот же фрагмент некоторым командам приходилось делать по несколько раз.

Твистинг — это почти всегда виртуозная работа мастера-одиночки. Конкурс твистеров на набережной перед сотней зрительских глаз произвёл потрясающее впечатление. Но команда, в которой пять твистеров, собравшихся делать монументальную композицию для уличного карнавального шествия, наверное, всё-таки перебор.

И ещё один момент показался болезненным. Повальные увлечения повторением видеоуроков в интернете и сегодняшняя мода на подарки из шаров тоже делает свою разрушающую работу в отрасли. Тему южного фестиваля «Русские народные сказки» раскрыли по-своему все команды. Но сюжеты композиций, как правило, были довольно статичны, представляли собой иллюстрацию одной из страниц какой-либо сказки, а не показывали её идею, глубину текста. Оттого главные персонажи композиций абсолютно разных по духу сказок в работах многих команд были одни и те же. На фестивале было сделано два кита, четыре жар-птицы, четыре лисы, два волка и т.д. Кажется на первый взгляд, ничего страшного. Все животные были персонифицированы и сделаны в разных потрясающе сложных техниках. Но в этой одинаковой множественности виделась некая тяга к стандартности мышления участников фестиваля, отсутствие у них желания глубокого изучить тайный смысл сказок, интриги сказочных сюжетов.

Команда «50/50», капитан Дмитрий Гринвальд, с работой для конкурса Передвижных платформ.

Конечно, все эти нюансы зрители самого Карнавала не увидели. Карнавальное шествие ярких платформ с узнаваемыми героями из шариков сопровождалось овациями. Красивый свет, ночная сизая мгла сгладили шероховатости и убрали недостатки. Шествие сказочных персонажей по улицам города длилось два с половиной часа. Участники праздника радостно узнавали героев композиций. «Смотри, какая жар-птица! Ой, какой настоящий кит! Ещё один!» — весело сообщали они друг другу. Но названия сказок не произносили. Возможно, просто не видели цельность сюжетов.

После окончания карнавала многим его зрителям и участникам удалось оторвать какую-нибудь часть тела фигурки животного из шаров. И просто отлично, что певице Юле Савичевой, выступавшей после карнавального парада, достался в подарок целый, почти невредимый бегемотик, которого успела спасти его создательница Лена Срывкова (на видео с 2:50). Всё остальное было разнесено по кускам и охапкам шаров.

На такой финал всегда смотреть печально. Но он, к сожалению, традиционный. А ведь композиции могли бы пожить ещё несколько дней и украшать школы, детские сады, больницы. Но такое редко случается. Возможно, на это у организаторов и участников уже не остается ни сил, ни времени.

Впрочем, счастливых минут в воспоминаниях об этом фестивале все равно оказалось намного больше, чем минут разочарования. И, собирая миг за мигом картины так быстро пролетевшего праздника, каждый его участник непременно складывает собственную красивейшую мозаику из встреч, эмоций, полученного опыта и, конечно, желания повторить и ощутить всё это ещё не один раз.