• Фестивали
  • Наши интервью

Мама, мама, что я буду делать?

Шекспировский вопрос наконец-то был поставлен ребром в Геленджике на набирающем популярность фестивале «Море шаров». Тема фестиваля в этом году была богатейшая: «Фильм. Фильм...» Но капитаны особо не занимались поиском уникальных образов для «Больших скульптур». Из 14 команд 11 выбрали эпизоды любимых мультфильмов, плюсом к ним пошёл большой тигр из очаровательной комедии «Полосатый рейс», романтический корабль с Алыми парусами из одноимённого фильма. Но на любом фестивале есть капитаны, которые ведут себя нестандартно. Так было и в этот раз.

Андрей Ракович, капитан команды «Кууу», выбрал для размышлений в шарах антиутопию режиссёра Георгия Данелия «Кин-дза-дза», сразу после выхода на экраны в 1986 году ставшую легендой. Цитаты из фильма мгновенно были расхватаны на афоризмы. Кстати, заголовок статьи не шекспировская фраза, и не цитата из романа Чернышевского «Что делать?». Это начало знаменитой песни, которую пел за решеткой сцены-клетки главный герой названного фильма прораб дядя Вова (актёр Станислав Любшин), случайно попавший на далёкую пустынную планету Плюк. Дядя Вова пилил смычком скрипку, так как не умел играть; пел, как бы сегодня сказали, в стиле рэп, потому что иначе петь не умел. Но снискал при этом славу великого артиста среди местных жителей планеты пацаков и чатлан. Но главное, ему за выступление кидали деньги. Не важно, какие, но кидали! И не били при этом даже, если он забывал кланяться на полусогнутых ногах перед жёлтыми штанами и кричать единственное слово, которое здесь произносили «Ку!».

Конечно, за такой выбор команда Андрея получила приз и диплом нашего журнала «За креативность». А потом мы с Андреем решили разобраться, почему его выбор пал на столь неординарный фильм.

Представляем:

Андрей Ракович,
капитан команды «Кууу» фестиваля «Море шаров 2016», г. Москва

— Я не понимаю, Андрей, почему вы взяли для радостного фестиваля воздушных шаров абсолютно грустный фильм. Хотя в титрах и указан жанр «комедия», он щемящий, довольно грустно рассказывает о безумно пустой, гнетущей жизни нашего отечества перед развалом СССР. Помню, что вместо нормальных слов, люди почему-то говорили тогда часто матом. Любимым жанром песен был так называемый шансон на сюжеты приключений зэков и воров, которых в реальной жизни оказывалось больше, чем в тюрьмах. Началось массовое изгнание писателей и поэтов. Жуткое время.

Опять же ты изображаешь в центре своей композиции ржавый летательный аппарат пацаков. Ну почему не корабль капитана Немо, например, или пиратский, в конце концов?

— Я долго думал и много времени искал. Мне хотелось найти какой-нибудь большой объект-символ, причем символ массово узнаваемый. Большой в прямом смысле, потому что он должен был виден с двигающейся платформы. И большой потому, что зрители его должны узнать. Такие великие символы, к сожалению, встречаются в сюжетах наших кинокартин редко, очень редко. Я нашёл только два таких фильма. Выбрал «Кин-дза-дза». Здесь каждый кадр — сплошной символ, и все заставляют думать.

Люблю этот фильм с детства. Первый раз посмотрел лет в шесть. Потом еще много-много раз. И взрослея, всегда открывал в нём для себя что-то новое. Ещё нравится мне этот фильм за тонкий юмор, оборачивающийся чаще всего ядовитым сарказмом, за потрясающую игру великих актеров Евгения Леонова и Юрия Яковлева. Я хотел изобразить их героев. Таких потрясающих бродячих артистов, судьба которых, без встречи с заблудившимися землянами, наверное, была бы ординарной и скучной.

— У вас центральная деталь композиции, летательное устройство папелац, имеет очень похожий ржавый цвет, как в фильме. Как добились? И чем это устройство восхитило вас?

— Цвет — это не проблема. Это известный приём double stuff, темный шар в золотом даёт ржавый цвет. А величие этого устройства не только в приличной высоте, но и в сути этого объекта. По фильму, если в двигатель пепелаца установить гравицаппу (лат. gravitas — тяжесть + чатланск. цаппа), фантастическое устройство, то на этой ржавой железке практически мгновенно (не более пяти секунд) можно совершать межпланетные, межзвездные и даже межгалактические перемещения.

— Ну да, техническая оснащённость жителей этой пустыни меня тоже потрясает всегда, когда я смотрю этот фильм. Там есть один бесподобный кадр, когда обычная растрепанная связистка даёт дяде Вове трубку, чуть потолще вашей каркасной трубы для папелаца, и по набору цифр, указывающих его земной адрес, выходит на связь с Землёй. Происходит потрясающий разговор дяди Вовы с женой, которая так и не поняла, где он. Весь фильм вот в таких кричащих контрастах: безумный технический взлёт — пустота и духовная нищета человеческой жизни. И всё это кричит в каждом кадре, в каждой маленькой детали.

Работа команды «Кууу» для конкурса шляп, I место в учебной лиге. Автор: Андрей Ракович. На фото участница команды Вера Великанова (г. Москва)

Мне показалось, что в вашей работе такой мелочёвки могло быть больше. Прекрасные звездные шары на платформе, ваша шляпа. Но если бы поставить среди разбросанных маленьких шариков перед присевшими в позе «Ку» героями, например, чатланина в желтых штанах, картинка оказалась бы более динамичной. Хотя, когда двигалась колонна с платформами, то казалось, что ваши герои приседают, здороваясь, со стоящей вдоль дороги публикой.

Впрочем, отсутствием динамики грешат многие работы. По-моему, застывшие в скульптуре шары часто кажутся холодными, а фигура не выглядит живой. В этом смысле мне очень понравилось композиции «Бременские музыканты» (команда «Матрёшки»). Там повозка действительно едет. Кот, пес, петух — каждый имеет свою позу. А Трубадур был вообще великолепен. И поющий в повозке, и потом на фотографиях, когда его принесли после Карнавала в отель. Он и сидел в кресле, и стоял у окна, и купался в бассейне, кажется, его даже кормили с ложки. Потрясающе живая фигура.

— Что касается динамики, меня это всегда очень волнует в моих работах, особенно в фестивальных. Хочется сделать не просто стационарную скульптуру, а добавить какой-то интерактивный или динамический элемент. В этот раз мы сделали вращающийся пропеллер у пепелаца и, понадеявшись на ветер, который часто бывает на побережье, не стали добавлять механического привода. Но погода нас не побаловала ветерком и наша задумка не состоялась. Обидно, в следующий раз будем умнее!

Команда «Кууу» получает традиционный приз журнала «Шарм-арт» за креативность

— Но вернемся к вашей повседневной работе. Говорят, что для вас творческая составляющая в ней является основой основ. И если, например, заказ не интересный, то вы его не будете делать даже за большие деньги.

— По моему убеждению заказ не может быть не интересным! Я с одинаковым интересом отношусь и к сложным, творческим заказам, и к простым, где не требуется особого мастерства. Другое дело сами заказчики! Если мне не понравится его отношение к нам и нашему делу, больше я с этим заказчиком работать не стану, как Вы сказали, даже за большие деньги. Как говорит мой преподаватель и хороший друг Екатерина Зайцева: «Надо, в первую очередь, уважать себя и то, чем ты занимаешься!»

Работа команды «Кууу» для конкурса букетов, I место в учебной лиге.
Автор: Евгения Агафонова (г. Скопин)

Действительно, в работе с шарами мне нравится момент творения. Думаю, шары сами по себе могут возбуждать желание творить не зависимо от того, что делаешь — скульптуру, букет или просто надуваешь шарик. Ведь при этом обязательно спрашиваешь, для кого шар — ребёнка, взрослого, на День рождения или просто так? Этот материал заставляет размышлять. И потому он интересен.

— Спасибо, Андрей вам и вашей славной команде. Вы отличные мастера! У ваших работ большое будущее. Удачи вам всем и побед на Международных конкурсах!

Беседовала: Татьяна Лёвина
Фото: Александр Левин, «Шарм-арт»